ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Применение современных теорий мотивации при принятии управленческих решений

Application of Modern Motivation Theories when Making Managerial Decisions



Т.Р. Гамбаров
T.R. Gambarov
gambarov.t@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента организации Поволжского института управления им. П.А. Столыпина – (филиала) РАНХиГС
post-graduate student, the Department of Management of Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, the branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Saratov

Ключевые слова:

  • мотивационные теории
  • принятие решений
  • потребности
  • персонал
  • вознаграждение
  • целеполагание
  • трудовые результаты
  • организационное поведение
  • Keywords:

  • motivation theories
  • decision-making
  • needs
  • personnel
  • reward
  • goal-setting
  • instrumentality
  • labor results
  • organizational behavior
  • Автор рассматривает необходимость стимулирования труда как фактор, способствующий увеличению эффективности деятельности компании. В статье проведен анализ шести известных теорий мотивации персонала, акцентируется внимание на их сущности и особенностях. На основании проведенного анализа автор делает выводы о том, что все рассмотренные теории объединяют три элемента: потребности, вознаграждение, целеполагание; подчеркивает важность оценки данных элементов при создании организационной структуры и дает рекомендации по повышению мотивации сотрудников.

    We consider the need to stimulate labor as a factor contributing to the increase of business effectiveness. We carry out the analysis of six famous theories of personnel motivation and pay attention to their essence and specific features. On the basis of the analysis we make a conclusion that the theories researched have three elements in common, namely, needs, reward and goal-setting; we stress the significance of the elements in question when establishing organization structure and offer guidelines concerning personnel motivation.

    Обзор статьи

    В настоящее время существует проблема повышения трудовой мотивации, являющаяся одной из важных функций управления в организации. Каждая компания стремится максимально использовать все возможные способы для повышения качества своей продукции, внедрения новых идей и инноваций, увеличения продуктивности труда и улучшения качества обслуживания [6]. Классическая теория менеджмента рассматривает мотивацию как процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, a также целей организации [7].
    Персонал осознает необходимость введения новых организационных решений, а также подходов к завоеванию потребителя и обретению предприятием новых более эффективных партнеров [14]. Новые технологии принятия управленческих решений сложны и требуют тщательной предварительной подготовки. В результате может возникнуть некоторое сопротивление со стороны потенциальных клиентов. Должно быть достигнуто понимание от внедрения изменений в долгосрочной перспективе. Четкое формулирование проблем, которые решает новая технология, является ключом к получению одобрения от людей, кого это может затронуть. Хорошо продуманное и подготовленное решение, основанное на совместных усилиях, грамотном построении, имеет наилучшие шансы на успех.
    Вопросы управления мотивацией трудового персонала достаточно давно интересовали исследователей [3; 8; 10; 11; 13]. Проанализируем подробнее следующие теории мотивации: пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория мотивации Герцберга, Теория X и Y Дугласа Макгрегора, Теория ожиданий Виктора Врума, Теория справедливости Дж. Стейси Адамса, Теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера.
    При анализе теории мотиваций акцентируем внимание на их сущности и особенностях, т.к. описание этих теорий достаточно подробно содержится в литературе по менеджменту.
    Пирамида потребностей А. Маслоу. Основана на ранжировании потребностей по уровням. Не может быть удовлетворена потребность высокого уровня, пока не удовлетворены потребности более низкого уровня. Такая закономерность занимает место в качестве наиболее устойчивой.
    Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга. Основывается на потребностях человека и степени их удовлетворенности. В результате исследования Ф. Герцберг пришел к выводу, что заработная плата является мотивирующим фактором лишь до определенного момента.
    Теория X и Y Дугласа Макгрегора о мотивации людей и поведении в управлении. В теории X управление предполагает, что работники изначально ленивы и будут по возможности избегать работы, а единственная цель заинтересованности сотрудников в работе – это деньги. В Теории Y сотрудники получают удовольствие от своих обязанностей, в результате повышается производительность труда.

    Список использованной литературы

    1. Абрамчук Ю.П., Гуща П.В. Экономическая эффективность. Оценка эффективности предложенных мероприятий. Барьеры принятия решения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум. Электронный сб. статей по материалам V студенческой международ. науч.-практич. конф. М.: МЦНО, 2018. № 5 (5). С. 65–69. URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5%285%29.pdf (дата обращения: 05.12.2018).
    2. Васильева И.С. Эффективные методы и модели принятия решений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4250 (дата обращения: 05.12.2018).
    3. Вертакова Ю.В., Ланкина М.Ю. Кадровая политика как инструмент управления интеллектуальным потенциалом организации // Вестник Южно-Российского государственного технического университета: Научно-образовательный и прикладной журнал. Серия «Социально-экономические науки». 2015. № 3. С. 47–51.
    4. Дуванова Е.А., Дикарева И.А. Виды и формы стимулирования труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2018. № 2. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15778 (дата обращения: 05.12.2018).
    5. Квачко А.В. Значение корпоративной культуры на примере группы компаний // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4769 (дата обращения: 05.12.2018).
    6. Назарова Е.В. Особенности и перспективы методов современного стимулирования персонала в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11739 (дата обращения: 05.12.2018).
    7. Равцов Е.И. Современные подходы мотивации персонала и руководства к ведению инновационной деятельности внутри организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 11. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/11/10095 (дата обращения: 05.12.2018).
    8. Симоненко Е.С. Совершенствование системы стимулирования труда как условие повышения уровня кадрового менеджмента организации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2016. Т. 8. № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/01EVN216.pdf (дата обращения: 05.12.2018).
    9. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2009. 108 с.
    10. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 2013. 272 с.
    11. Труфанова Т.А. Оценка труда персонала как основа формирования системы стимулирования в организации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 4. С. 217–223.
    12. Чалкова Т.Е., Серочудинов Е.С. Национальные модели менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6836 (дата обращения: 05.12.2018).
    13. Челнокова Н.Ю. Совершенствование системы стимулирования труда работников страховых компаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4 (40). С. 104–110.
    14. Щепакин М.Б. Инновационность и эффективность потребления в условиях рынка // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 2000. № 2. С. 81–86.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2