ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Динамика рынка новых легковых автомобилей в России за 2013–2017 гг.

Dynamics of Market of New Cars in Russia in 2013–2017



С.А. Багратуни
S.A. Bagratuni
barlecorn@mail.ru
стажер кафедры статистики и эконометрики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
trainee, the Department of Statistics and Econometrics, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • автомобильная промышленность
  • факторы роста
  • экономические санкции
  • стратегическое развитие
  • импорт транспортных средств
  • технологии
  • Keywords:

  • car industry
  • growth factors
  • economic sanctions
  • strategic development
  • import of vehicles
  • technologies
  • В статье исследуется динамика развития отечественного автомобильного рынка, анализируется прогноз его состояния до конца текущего года. С начала 2018 года в России наблюдается незначительный рост автомобильного рынка новых легковых автомобилей. Несмотря на действие внешнеэкономических санкций, происходит медленное восстановление спроса на новые легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили, которое оказывает положительное влияние на производителей и смежные секторы экономики. Тем не менее, состояние этого рынка все еще остается критическим, что определяет необходимость изменений, которые требуется реализовать для стабилизации отрасли.

    We study the dynamics of domestic car market development and analyze the forecast for the market in question until the end of the current year. Since the beginning of 2018, the market of new cars has seen a slight increase. Despite the external economic sanctions, the demand for new cars and commercial and cargo vans is recovering, which positively affects the manufacturers and allied economic sectors. Nevertheless, the condition of the market can still be described as critical, which determines the need for changes to stabilize the industry.

    Обзор статьи

    Приобретение нового автомобиля остается одним из актуальных вопросов, которые стоят перед населением России. Трансформационные процессы, наблюдаемые в национальной экономике после мирового экономического кризиса 2008 года и последующих экономических и политических санкций со стороны наиболее крупных игроков международного автомобильного рынка, оказывают влияние на изменение требований к автомобилю, как имуществу домохозяйства и индивидуальному транспорту. Основным фактором, который воздействует на формирование спроса на новые автомобили со стороны населения, в настоящее время является его финансовое положение. Анализ текущего состояния рынка и динамики его развития за последние 5 лет позволяет получить представления о перспективах развития этого сегмента экономики. Изучение вопросов, касающихся обеспеченности населения собственными автомобилями и возможностью смены старого автомобиля на новый на уровне федеральных округов, позволяет сделать вывод о дифференциации автомобильного рынка.
    В соответствии с данными официальной статистики, количество автомобилей, которые приходятся в среднем на 1000 жителей субъекта Российской Федерации, в 2016 году составляет 294 единицы [10]. Этот показатель превышает данные 2015 года на 1,8%. Обеспеченность населения личным транспортом в России увеличивается, начиная с 2000 года (рис. 1)
    Ранжирование Федеральных округов (далее – ФО) по данному показателю представлено в таблице. Размах вариации составляет 108,51 шт. Наибольшее количество автомобилей на 1000 населения наблюдается в Уральском федеральном округе (УрФО) – 327,92 шт., наименьшее – в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) – 219,41 шт. [10].
    Распределение автомобилей среди субъектов федеральных округов имеет преобладающую левостороннюю асимметрию – 5 из 8 ФО (см. таблицу). Таким образом, в большинстве регионов России преобладает население, обеспеченность которого личным транспортом находится ниже среднего значения в соответствующем ФО. В Уральском, Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах наблюдается противоположная ситуация – асимметрия является правосторонней. В субъектах этих регионов преобладает население с большей обеспеченностью автомобилями по сравнению со средним значением по ФО. Данное явление наиболее характерно для Уральского Федерального округа. Стоит отметить, что для этого ФО также характерна максимально однородная структура распределения автомобилей среди населения (вариация не превышает 7% (см. таблицу).

    Список использованной литературы

    1. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 2155 от 27.12.2013 г. «О внесении изменений в Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года. Проект. 72 с.
    3. О проекте стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/31504/ (дата обращения: 14.11.2018).
    4. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Кибернетика. М.: Сов. радио, 1979. 103 с.
    5. Волкова П.А., Шипунов А.Б. Статистическая обработка данных в учебно-исследовательских работах / под ред. Ю.А. Багринцева, Б.М. Каплан, Е.Н. Сиднева. М.: Экспресс, 2008. 60 с.
    6. Доходы россиян: четыре года непрерывного падения // Газета.Ру: [сайт]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/01/25/11625727.shtml (дата обращения: 14.11.2018).
    7. Коробейников А.И., Малов С.В., Матвеева И.В. Анализ данных с R. СПб., 2010. 12 с.
    8. Мастицкий С.Э., Шитиков В.К. Статистический анализ и визуализация данных с помощью R: электронная книга. 2014. URL: http://r-analytics.blogspot.com (дата обращения: 14.11.2018).
    9. Обзор рынка черной металлургии // Deloitte: [сайт]. URL: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/manufacturing/articles/2017/overview-of-steel-and-iron-market-2017.html. (дата обращения: 14.11.2018).
    10. Россия в цифрах – 2017: крат. стат. сб. М.: Росстат, 2017 .511 с.
    11. Рынок грузовых автомобилей и спецтехники. IV квартал 2016 // Аналитическое агентство «Автостат»: [сайт]. URL: https://www.autostat.ru/tags/174/ (дата обращения: 14.11.2018).
    12. Рынок легковых автомобилей: IV квартал 2015 / Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики. Центр развития. М., 2016. 55 с.
    13. Савилова Е.В. Российское автомобилестроение: проблемы конкурентоспособности // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2004. № 2. С. 514–521.
    14. Тенденции развития автомобильной промышленности, результаты 2014–2015 годов и среднесрочные перспективы развития отрасли / Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент развития секторов экономики. М., 2016. 10 с.
    15. Albert J. Bayesian Computation With R. 2nd ed. Springer, 2009. 304 p.
    16. Ando T. Bayesian Model Selection and Statistical Modeling. Chapman, Hall/CRC, 2010. 300 p.
    17. Armstrong II D.A. [et al.]. Analyzing Spatial Models of Choice and Judgment with R. Chapman, Hall / CRC, 2014. 351 p.
    18. Douc R., Moulines E., Stoffe D. Nonlinear Time Series: Theory, Methods and Applications with R Examples. Chapman, Hall / CRC, 2014. 551 p.
    19. Heiberger R.M., Holland B. Statistical Analysis and Data Display: An Intermediate Course with Examples in S-Plus, R, and SAS. Springer, 2004. 730 p.
    20. Klemelä J. Smoothing of Multivariate Data: Density Estimation and Visualization. Wiley, 2009. 603 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2