ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Имплементация решений Европейского суда по правам человека в правовую систему Германии: конституционно-правовые основы и возможность их восприятия в российском правопорядке

Implementation of Decisions of European Court of Human Rights in German Legal System: Constitutional and Legal Fundamentals and Possibility for Adaptation to Russian Legislation



Ю.А. Ялунер
Yu.A. Yaluner
j.novokr@yandex.ru
аспирант кафедры конституционного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
PhD student, the Department of Constitutional Law, St. Petersburg State University
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Европейский суд по правам человека
  • исполнение решений ЕСПЧ
  • Конституционный Суд РФ
  • Федеральный Конституционный суд Германии
  • Keywords:

  • Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms
  • European Court of Human Rights
  • implementation of the decisions of ECHR
  • Constitutional Court of the Russian Federation
  • Federal Constitutional Court of Germany
  • В статье представлен анализ конституционно-правовых основ механизма реализации решений ЕСПЧ в немецком правопорядке. Автор последовательно изучает порядок имплементации ЕКПЧ и решений ЕСПЧ в Германии и России, акцентируя особое внимание на роли органов конституционного контроля, и границы возможности заимствования немецкого подхода в российской правовой системе. По вопросу заимствования положительного опыта Германии автор отмечает, что несмотря на существующие различия в подходах к выполнению решений ЕСПЧ в правопорядках России и Германии, их изучение способно обогатить национальный опыт и оптимизировать собственную практику.

    We carry out an analysis of constitutional and legal fundamentals of implementations of the decisions of European Court of Human Rights in German legal order. We study the implementation of European Court of Human Rights and its decisions in Germany and in Russia in succession, paying special attention to the role of constitutional control bodies and the possibility to adapt German approach to Russian legal system. As far as the adaptation of best practice is concerned, we stress that despite the differences in approaches to implementing the ECHR decisions in Germany and Russia, studying it can contribute to the enrichment of national experience and optimization of own practice.

    Обзор статьи

    Вопрос имплементации решений Европейского суда правам человека (далее – ЕСПЧ) в российский правопорядок не теряет своей актуальности уже третье десятилетие. Новый вектор исследования явление получило после расширения полномочий Конституционного Суда РФ и выработки им правовых позиций по проблеме в постановлении от 14 июля 2015 г. № 21-П. Актуальность анализа механизма имплементации в немецкий правопорядок обусловлена изучением и восприятием аргументов, разработанных Федеральным Конституционным судом Германии (далее – ФКС Германии) в решении от 14 октября 2004 г. («дело Гергюлю»), Конституционным Судом при формулировании механизма имплементации решений ЕСПЧ в РФ, изучаются границы возможности заимствования немецкого подхода. Предметом исследования является механизм восприятия решений ЕСПЧ в Германии с позиции его реализации применения в России. Кроме того, исследование проблемы актуально ввиду наличия прецедентной практики Конституционного Суда РФ по реализации им полномочия по проверке возможности исполнения решения ЕСПЧ в России при необходимости изменения норм Конституции для обеспечения его исполнения.
    Положения Основного закона ФРГ (Grundgesetz) предусматривают статус Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция, ЕКПЧ), защиту прав из которой осуществляет специально созданный для этой цели ЕСПЧ в качестве федерального закона. Так, право международных договоров применяется в Германии в случае принятия специального закона, в котором отражены соответствующие положения в рамках международного регулирования. Несмотря на кажущееся отсутствие особого значения Европейской конвенции для немецкого правопорядка, обеспечение предусмотренных ей гарантий обусловлено открытостью Основного закона для международного регулирования, что согласуется с обязательностью следования закону и праву для всех органов власти Германии (ч. 3 ст. 20 Основного закона). Речь идет о нарушении его положений в случае, если нарушаются права, предусмотренные Конвенцией, что обусловлено принципом правового государства (Rechtsstaatlichkeit). Кроме того, в Основном законе упоминается об участии государственных органов Германии в международном сотрудничестве (Ст. 24). Руководствуясь данной логикой, Федеральный Конституционный суд Германии впоследствии разрешил обращение с конституционной жалобой на вышеназванное нарушение, тем самым показав, что Европейская конвенция является критерием осуществления конституционного контроля, законом, имеющим конституционно-правовое значение [7. C. 724]. В доктрине подчеркивается особый характер ЕКПЧ как международного договора о правах человека, высказываются позиции, что такое положение обуславливает необходимость толкования и самого Основного закона в соответствии с ЕКПЧ [5. С. 81]. Что касается места решений Европейского суда по правам человека, в доктрине указывается на развитие Европейской конвенции через постановления ЕСПЧ [4. С. 12]. Позиция находится во взаимосвязи с характеристикой «Конвенции как живого инструмента» и эволюционным подходом к ее толкованию [6. С. 1733]. Отметим, что подобный подход к восприятию международного регулирования характеризует Германию как дуалистическую правовую систему. Автор полагает, что в Германии речь идет о концепции «умеренного дуализма», который характеризуется отказом от противопоставления международного права и государственного суверенитета, в отличие от классического представления о дуализме. Международное право немыслимо без суверенных государств, но и государство не может осуществлять верховную власть без суверенитета. [1. С. 138] Современный дуализм действительно подразумевает суверенитет как силу внутри государства и независимость от любого высшего авторитета в международных отношениях. Однако взаимозависимость государств, регулируемая международным правом, не исключается – в рамках международного сотрудничества передаются компетенции оперативного характера, которые не являются элементами суверенитета. Возможность и целесообразность такой передачи обусловлена усилением глобализации, международной интеграции, чьи задачи совпадают с задачами государств-членов ЕКПЧ.

    Список использованной литературы

    1. Гаврилов В. Понятие и взаимодействие международной и национальных правовых систем: монография. M.: ИНФРА-М, 2018. 224 с.
    2. Зорькин В.Д. Взаимодействие национального и наднационального правосудия: новые вызовы и перспективы // Реализация Европейской Конвенции о защите прав и основных свобод человека национальными судебными системами: опыт Италии и России: сб. ст. М.: CECJ, 2013. С. 11-37.
    3. Нуссбергер А. Европейский суд по правам человека и Федеральный Конституционный суд Германии // Права человека. Практика Европейского суда по правам человека. 2014. № 12. С. 4–12.
    4. Пыриков Е.Г. Федеральный конституционный суд ФРГ о юридической силе и исполнении в Германии постановлений Европейского Суда по правам человека // Российское правосудие. 2007. № 2. С. 4–18.
    5. Фон Галль К., Куюс Л. Применение международного права судами Германии // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 6. С. 78–86.
    6. Dzehtsiarou K. European Consensus and the Evolutive Interpretation of the European Convention on Human Rights // German Law Journal. 2011. Vol. 12. № 10. P. 1730–1745.
    7. Hoffmeister F. Germany: Status of European Convention on Human Rights in domestic law // International Journal of Constitutional Law. 2006. Vol. 4. Issue 4. P. 722–731.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2