ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование конкурентных преимуществ предпринимательских структур

Developing competitive advantages of entrepreneurial structures



А.А. Горбунов
Е.В. Песоцкая
А.Х. Хакимов
A.A. Gorbunov
Ye.V. Pesotskaya
A.Kh. Khakimov
gorbunov39@bk.ru
epes@mail.ru
nsr12@mail.ru
зав. кафедрой экономики и менеджмента Смольного института РАО, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
докторант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Management, Smolny Institute of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, professor, member of the Russian Academy of Natural Sciences
professor, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
doctorate student, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономический потенциал
  • конкуренция
  • предпринимательство
  • целеориентация
  • инновации
  • формирование конкурентной системы
  • аутсайдеры
  • конкурентная диффузия
  • межсубъектные взаимодействия
  • Keywords:

  • economic potential
  • competition
  • entrepreneurship
  • target orientation
  • innovations
  • development of competitive system
  • outsiders
  • competitive diffusion
  • intersubjective interaction
  • В статье раскрываются конкурентная природа предпринимательства и процесс формирования конкурентных преимуществ. Авторами охарактеризованы механизмы формирования конкурентных преимуществ высокого и низкого порядка, а также структура конкурентной среды. Особое внимание уделено инновационным факторам как детерминантам конкурентных преимуществ предпринимательской структуры. Также проанализированы возможности горизонтальной, вертикальной и информационной дифференциации продукта как основы развития конкурентных преимуществ и укрепления конкурентных позиций предпринимательских организаций.

    We reveal the competitive nature of entrepreneurship and the process of competitive advantages development. We describe the mechanisms of forming competitive advantages of high and low order and show the structure of competitive environment. Special attention is paid to innovation factors being the determinants of competitive advantages of entrepreneurial structures. We look at the opportunities for horizontal, vertical and informational product differentiation as the basis for competitive advantages development as well as for consolidation of current competitive advantages of businesses.

    Обзор статьи

    Одной из актуальных задач, решаемых системой управления хозяйственным комплексом Российской Федерации, является развитие предпринимательства, внедрение его принципов, методов и приемов в сложившуюся управленческую практику. Именно предпринимательство с его инновационностью, активностью, готовностью к экономической самостоятельности и неизбежным рискам рассматривается как реальная основа для повышения эффективности хозяйственной деятельности [6], наиболее полного использования экономического потенциала страны и ее регионов, создания необходимых предпосылок для решения накопившихся социальных проблем.
    Предпринимательство, как известно, представляет собой разновидность хозяйственной деятельности, обладающую рядом специфических черт. Основной из них является инновационный характер предпринимательства, его восприимчивость к нововведениям и целеориентация на нововведения, дополненная стремлением и способностью к их внедрению в различные отрасли и сферы, на предприятиях и в организациях различного профиля.
    Инновационный характер предпринимательства обеспечивается за счет формирования в предпринимательских структурах непрерывного и последовательного инновационного процесса. Мотивационная основа этого процесса неоднородна, в ней наличествуют как внутренние, так и внешние составляющие. При этом среди внешних составляющих ключевую роль играет конкуренция, объективно присущая условиям, в которых реализуется любая предпринимательская активность.
    Конкуренция – существенный признак предпринимательства. Она составляет основу рыночных взаимосвязей и взаимодействий. Она несет в себе тот механизм, который «принуждает» субъектов предпринимательства к инновационно-ориентированному поведению, реализации инновационного процесса в последовательности его элементов.
    Конкуренция формирует конкурентную среду, адаптироваться к которой в периоды различной продолжительности могут лишь структуры (организации), опирающиеся на принципы предпринимательства. Конкурентная среда с этой точки зрения является, по сути, предпринимательской средой, что обусловлено имманентной связью между конкуренцией и предпринимательством как экономическим явлением.
    Современная научная литература содержит целый ряд исследований, посвященных феномену конкуренции, ее источникам и гносеологическим основам, методологии формирования конкурентной системы, порождаемого ею конкурентного процесса, а также принципам и методам разработки и реализации конкурентных стратегий, которые могут быть успешно использованы в управлении организациями предпринимательского типа. В одной из наиболее крупных работ, посвященных данной тематике [6], конкуренция исследуется с позиций системного подхода, идентифицируется конкурентная система, в рамках которой выделяются макро- и микроподсистемы. В каждой из подсистем содержится определенная совокупность факторов – источников конкуренции, детерминирующих особенности конкурентного процесса. Факторы макроуровня дифференцируются с выделением факторов высокого и низкого порядка [7. С. 285]. В качестве критерия названной дифференциации рассматривается такой параметр, как устойчивость конкурентных преимуществ, достигаемая в результате действия конкретного фактора, группы факторов или всей их совокупности. Устойчивость конкурентных преимуществ обеспечивается их способностью сохраняться в течение длительного времени. Она, безусловно, относится к стратегическим параметрам, т.к. отражает возможности организации «противостоять» действиям конкурентов в длительной перспективе, сохранять и укреплять конкурентные позиции. Достижение устойчивости конкурентных преимуществ составляет основу для формирования конкурентных стратегий, конкурентного стиля предпринимательского поведения.

    Список использованной литературы

    1. Горбунов А.А. Хакимов А.Х. Взаимодействие со стейкхолдерами: предпринимательский подход // Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы Современной Экономики». 2018. № 2(66). С. 87–92.
    2. Горбунов А.А., Хакимов А.Х. Маркетинговые составляющие предпринимательской деятельности // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2018. № 2. С. 114–120.
    3. Минаков В.Ф. Информация как фактор производства // Актуальные вопросы современной науки: материалы международной научно-практической конференции. Нефтекамск: Наука и образование, 2015. С. 212–216.
    4. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г. Управление жилищным строительством и реконструкцией в жилой застройке. СПб.: ВВМ, 2006.
    5. Селютина Л.Г., Песоцкая Е.В. Управление инновационно-инвестиционными процессами в строительстве СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2011.
    6. Сотавов А.К. Оценка научно-технического уровня инновационных проектов: организационно-управленческий аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 2 (98). С. 126–130.
    7. Тарануха Ю.В. Конкуренция: система и процесс. М.: Дело и сервис, 2012. 672 с.
    8. Шумпетер Й.А. История экономического анализа // Истоки. Вып 4 / редколл.: Я.И. Кузьминов (гл. ред), В.С. Автономов, О.И. Ананьин и др.; вступ. ст. В.С. Автономова. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2