ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Правовое регулирование инклюзивного образования
Legal regulation of inclusive education
Е.Ю. Иванова |
|
E.Yu. Ivanova |
|
exzotikadv@mail.ru |
|
доцент кафедры истории и юриспруденции ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», кандидат исторических наук, доцент |
|
senior lecturer, the Department of History and Law, Amur State University of Humanities and Pedagogy, PhD in History, associate professor |
|
г. Комсомольск-на-Амуре |
|
Komsomolsk-on-Amur |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье рассматриваются правовые основы реализации в России права на образование детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов). Инклюзивное образование является новым аспектом образовательной политики в России. Проблема реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями законодательно актуализирована. Для детей-инвалидов законодательно закреплены несколько вариантов реализации данного права – в специальных образовательных организациях и в обычных, совместно с другими детьми. Ответственность по обеспечению инклюзивного образования возлагается на соответствующие органы власти и образовательные организации. Автором проанализировано содержание нормативных актов по данному вопросу, а также выделены проблемы, решение которых необходимо для реализации инклюзивного образования на практике. |
|
We consider legal grounds for exercising handicapped children’s right to education in Russia. Inclusive education is a new aspect of educational policy in Russia. The problem of exercising the right in question is legally actualized. Handicapped children are given a choice of several options to get education, namely, in special educational institutions or in general education schools with other children. Relevant governmental bodies and educational organizations are responsible for providing inclusive education. We analyze regulations concerning the issue in question and reveal the problems that should be solved for practical implementation of inclusive education. |
|
Обзор статьиВ соответствии с пунктом 1 статьи 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование» [2]. Среди всех категорий детей, на которых распространяется действие этой нормы, можно выделить детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), для которых реализация этого конституционного права является не всегда возможной. В современной России создание «доступной среды», то есть условий, в которых данные категории смогут осуществлять свои права и свободы наравне с другими гражданами – обязанность государственных и частных организаций. |
|
Список использованной литературы1. Конвенция о правах ребенка 1989 года (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI. 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.08.2018). 3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2018). 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 (ред. от 18.08.2016 г.) «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 6. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 7. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 г. № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 8. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58–64. 9. Сазанова Т.В., Нифантьев С.Ю. Современные социально-экономические и правовые тенденции развития инклюзивного образования и доступной среды в России // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 3(45). С. 145–150. |