ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовое регулирование инклюзивного образования

Legal regulation of inclusive education



Е.Ю. Иванова
E.Yu. Ivanova
exzotikadv@mail.ru
доцент кафедры истории и юриспруденции ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», кандидат исторических наук, доцент
senior lecturer, the Department of History and Law, Amur State University of Humanities and Pedagogy, PhD in History, associate professor
г. Комсомольск-на-Амуре
Komsomolsk-on-Amur

Ключевые слова:

  • инклюзивное образование
  • право на образование детей-инвалидов
  • государственная политика в сфере образования
  • доступная среда
  • Keywords:

  • inclusive education
  • right to education of handicapped children
  • state policy in education
  • accessible environment
  • В статье рассматриваются правовые основы реализации в России права на образование детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов). Инклюзивное образование является новым аспектом образовательной политики в России. Проблема реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями законодательно актуализирована. Для детей-инвалидов законодательно закреплены несколько вариантов реализации данного права – в специальных образовательных организациях и в обычных, совместно с другими детьми. Ответственность по обеспечению инклюзивного образования возлагается на соответствующие органы власти и образовательные организации. Автором проанализировано содержание нормативных актов по данному вопросу, а также выделены проблемы, решение которых необходимо для реализации инклюзивного образования на практике.

    We consider legal grounds for exercising handicapped children’s right to education in Russia. Inclusive education is a new aspect of educational policy in Russia. The problem of exercising the right in question is legally actualized. Handicapped children are given a choice of several options to get education, namely, in special educational institutions or in general education schools with other children. Relevant governmental bodies and educational organizations are responsible for providing inclusive education. We analyze regulations concerning the issue in question and reveal the problems that should be solved for practical implementation of inclusive education.

    Обзор статьи

    В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование» [2]. Среди всех категорий детей, на которых распространяется действие этой нормы, можно выделить детей с ограниченными возможностями (детей-инвалидов, детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), для которых реализация этого конституционного права является не всегда возможной. В современной России создание «доступной среды», то есть условий, в которых данные категории смогут осуществлять свои права и свободы наравне с другими гражданами – обязанность государственных и частных организаций.
    Среди международных документов, которые регулируют вопросы образования детей с особенностями развития, следует отметить Конвенцию о правах ребенка 1948 года, статья 23 которой включает несколько положений, имеющих отношение к изучаемому нами вопросу.
    Во-первых, государствами-участниками конвенции признаются права «неполноценных в умственном или физическом отношении детей» на ведение полноценной и достойной жизни в таких условиях, которые обеспечивают их достоинство, способствуют их уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества.
    Во-вторых, признается право неполноценных детей на особую заботу и необходимость ее обеспечения, равно как и помощи – родителям детей, имеющим ограниченные возможности здоровья.
    В-третьих, сферами, в которых необходима помощь реализации детей инвалидов, выделены, среди прочих, образование, профессиональная подготовка, подготовка к трудовой деятельности, что должно привести «к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» [1]. Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию. А, следовательно, взяла на себя обязательство реализовать ее положения.
    Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года № 273-ФЗ введено новое для образовательной системы России понятие «инклюзивное образование», под которым понимается «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3]. Пункт 2 статьи 3 данного Федерального закона среди других принципов государственной политики в сфере образования предусматривает также «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [3]. Таким образом, в законодательстве РФ выделено целое направление правового регулирования – институт инклюзивного образования.
    Статья 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает для реализации инклюзивного образования такие правомочия детей с ограниченными возможностями, как:
    - право получать образование как непосредственно в образовательных организациях, так и вне этих организаций (в виде семейного образования);
    - право обучаться как в отдельно организованных классах и группах, так и совместно с другими детьми;
    - право на обучение по адаптивным образовательным программам с учетом особенностей их психофизического развития;
    - право на обеспечение учебно-методическими материалами, питанием, одеждой, мягким и жестким инвентарем [3].

    Список использованной литературы

    1. Конвенция о правах ребенка 1989 года (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.
    2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 28.08.2018).
    3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2018).
    4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 г. № 1309 (ред. от 18.08.2016 г.) «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Письмо Минобрнауки России от 02.02.2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с методическими рекомендациями по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 г. № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Козырева О.А. Актуальное нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 4. С. 58–64.
    9. Сазанова Т.В., Нифантьев С.Ю. Современные социально-экономические и правовые тенденции развития инклюзивного образования и доступной среды в России // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 3(45). С. 145–150.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2