ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Тенденции управления образовательными системами и десуверенизация отечественного образования

Trends in educational systems management and desovereignization of russian education



И.Н. Рогова
В.В. Андронатий
I.N. Rogova
V.V. Andronatiy
Irina_ltd@mail.ru
andronatij@rambler.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
доцент кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
senior lecturer, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics, associate professor
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • мировые тенденции управления образованием
  • лучшая в мире советская система образования
  • российская система образования
  • негативное влияние реформ и модернизации образования
  • гуманитаризация образования за счет Фонда Сороса
  • упрощение содержания компетенций
  • десуверенизация российского образования
  • Keywords:

  • international trends in education management
  • the world’s best Soviet system of education
  • Russian system of education
  • negative influence of reforms and modernization of education
  • humanitarization of education funded by Soros Foundation
  • simplification of competencies
  • desovereignization of Russian educational system
  • Авторами рассмотрена эволюция методов управления образовательными системами в России и за рубежом. Проанализировано разрушающее влияние на отечественную систему образования реформ последних десятилетий. Обосновано, что продолжающиеся попытки подстроить содержание общих и профессиональных компетенций в федеральных образовательных стандартах РФ под зарубежные аналоги лишены четкой целевой ориентации и направлены на результаты, никак не связанные с потребностями современного российского общества. Доказано, что внедрение западных моделей управления приводит к десуверенизации российской системы образования.

    We look at the evolution of methods of educational systems management both in Russia and in the world. We analyze the destructive influence of the reforms carried out in recent decades on the national educational system. We prove that ongoing attempts to adapt the general and professional competencies described in Federal educational standards of the Russian Federation to international analogues lack target orientation and are aimed at the results irrelevant to modern Russian society’s needs. We argue that the introduction of western management models leads to desovereignization of Russian educational system.

    Обзор статьи

    Для адекватной оценки результативности методов управления образовательными учреждениями необходимо определиться, какую систему образования мы выстраиваем и какой результат хотим от неё получить.
    С одной стороны, со страниц ведущих журналов и телевизионных экранов звучат призывы к переходу на западную систему образования, поскольку, по мнению реформаторов последних десятилетий и сторонников практико-ориентированного компетентностного подхода, именно она стимулирует высокий уровень конкурентоспособности выпускников в условиях глобализации.
    С другой стороны, в выступлениях многих исследователей, преподавателей и практических работников, задействованных в образовательных учреждениях различного уровня, звучат вполне обоснованные опасения и высказывания о том, что внедряемые западные модели образования гораздо хуже отечественной системы; а их экспансия приводит к разрушению лучших традиций обучения и воспитания школьников и студентов. Это связано с тем, что министерские чиновники, отвечающие за образовательную политику России, осознанно отказываются от принципов и способов образования, применявшихся в СССР и на раннем становлении РФ, которые способствовали подготовке высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов. Вспомним так называемую «утечку мозгов», когда многие наши выпускники из числа иммигрировавших за рубеж сразу после окончания вузов в 80-х гг. были широко востребованы в западных компаниях.
    Рассмотрим ключевые вызовы, которые помогли становлению и развитию когда-то лучшей в мире советской системы образования [6] и коротко перечислим основные «шаги» по её последующему планомерному разрушению и десуверенизации.
    Необходимость в короткие сроки решить в 20–30-е гг. жизненно важные для государства задачи, такие как: индустриализация страны, формирование собственной промышленности (в том числе – военной), создание «с нуля» тысяч новых заводов и фабрик в первую очередь требовала привлечения в эти сферы грамотных квалифицированных специалистов, талантливых инженеров, новаторов и конструкторов. Причём, стране требовались не только специалисты с высшим образованием, но и квалифицированные рабочие кадры, поэтому в тот период активно развивалось и профессиональное обучение. При этом у взрослых рабочих, не имеющих образования, была возможность посещать вечернюю школу, училище или техникум. Доступное для всех, массовое и бесплатное образование принесло свои закономерные плоды – страна успешно справилась с этой задачей.
    Одним из самых жёстких (по отношению к любому времени и государству) вызовов для развития советской системы образования явилась потребность в восстановлении страны после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Отечественная система образования помогла государству справиться и с этой задачей, по сути, связанной с выживанием страны. Вузов, по понятным причинам, было не так много, но все они были открыты для любого выпускника любой школы, не важно – городской или сельской. Любой талантливый школьник, как и выпускник ПТУ, мог поступить и закончить любой вуз и стать учёным, инженером, дипломатом, врачом, педагогом и т.д. В качестве примера здесь уместно вспомнить, что Юрий Гагарин до поступления в лётное училище окончил ПТУ.

    Список использованной литературы

    1. Днепров Э.Д. Международное сотрудничество как фактор реформирования российского образования // ФГНУ «Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского РАО»: [сайт]. URL: http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/dneprov_international%20cooperation.pdf (дата обращения: 08.09.2018).
    2. Крымская А.С. Первый советский спутник как ускоритель реформы американского образования: к 60-летию исторического события // Новейшая история России. 2017. № 3 (20). С. 209–222.
    3. Международный менеджмент / под ред. С.Э. Пивоварова, Л.С. Тарасевича, А.И. Майзеля. СПб.: Питер, 2001. 576 с.
    4. Парфенова М.В., Битюцкая И.А. Зарубежный и отечественный опыт управления образованием (на примере РФ и Японии) // Педагогические науки. 23.01.2017. № 58-5. URL: https://novainfo.ru/article/10790 (дата обращения: 08.09.2018).
    5. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: Изд-во Студии Аркадия Лебедева, 2011. 472 с.
    6. Сандаков Д.Б. Разрушение образования: кризис или антикризисная программа? // Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии): [сайт]. URL: http://rusrand.ru/analytics/razrushenie-obrazovaniya-krizis-ili-antikrizisnaya-programma (дата обращения: 08.09.2018).
    7. Сеструхина А.О. Отечественный опыт и зарубежная практика планирования развития муниципального образования // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. № 4. С. 130–137.
    8. Соколова В. Серые кардиналы образования // Совершенно секретно. 2011. № 4/263. 2 апреля.
    9. Фатхиева Н.В. Сравнительная характеристика систем образования в Англии и России // Молодой ученый. 2016. № 17. Сентябрь. URL: https://moluch.ru/archive/121/33520/ (дата обращения: 08.09.2018).
    10. UK follows Russia's example to set up specialist sixth form maths colleges. URL: https://www.independent.co.uk/news/education/education-news/maths-sixth-form-college-uk-follows-russia-example-a6927796.html (дата обращения: 08.09.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2