ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оценка факторов конкурентоспособности авторемонтного предприятия

Assessment of competitiveness factors of car-repair business



Л.А. Селиванова
Р.Р. Аблаев
А.М. Колесников
L.A. Selivanova
R.R. Ablaev
A.M. Kolesnikov
nac-ek@mail.ru
nac-ek@mail.ru
nac-ek@mail.ru
зав. кафедрой национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
старший преподаватель кафедры экономики предприятия ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
профессор кафедры экономики высокотехнологичных производств ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», доктор экономических наук
Head of the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, senior researcher
senior teacher, the Department of Economics of Enterprise, Sevastopol State University
professor, the Department of Economy of High-tech Production; St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Economics
г. Гатчина
г. Севастополь
г. Санкт-Петербург
Gatchina
Sevastopol
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • конкурентоспособность
  • авторемонтное предприятие
  • рынок
  • факторы
  • стратегическое планирование
  • производственно-техническая база
  • программное обеспечение
  • запчасти
  • Keywords:

  • competitive ability
  • car-repair business
  • market
  • factors
  • strategic planning
  • production and technical facilities
  • software
  • spare parts
  • В России рынок услуг ремонта и технического обслуживания транспортных средств является емким, растущим, характеризуется высокой конкуренцией. В этих условиях проблематика оценки конкурентоспособности и поиска резервов ее роста – крайне актуальная задача. В статье проанализированы трактовки понятия «конкурентоспособность» зарубежных и отечественных исследователей, сформулировано определение конкурентоспособности авторемонтного предприятия. Авторами проведена классификация факторов конкурентоспособности с учетом специфики рынка и оказываемых услуг, на основании практического опыта описаны основные составляющие данных факторов конкурентоспособности. Также сформулированы критерии отбора факторов конкурентоспособности, обеспечивающие нахождение сильных и слабых сторон компании, их сравнение с лидером для выявления резервов увеличения конкурентоспособности предприятия.

    The Russian car service market is large, growing and highly competitive, which determines the relevance of assessing competitive ability of business and finding growth reserves. We analyze the concept of competitive ability as it is seen by Russian and international researchers and define the concept in question for a car-service business. We classify competitiveness factors taking into consideration the characteristics of the market and the services. The key components of competitive ability factors are described on the basis of practical experience. We offer a range of criteria for selecting competitiveness factors revealing business’s strengths and weaknesses and enabling us to carry out a comparison with the leader in order to increase the competitive ability.

    Обзор статьи

    Конкурентоспособность предприятия и отдельных товаров / услуг – это понятие, которое продолжает дискутироваться в научных кругах и несмотря на его актуальность и большое прикладное значение не имеет однозначного определения.
    В литературе, посвященной маркетингу, много определений понятия «конкурентоспособность», и это в основном «конкурентоспособность предприятия» или «конкурентоспособность товара /услуги». Одни авторы – среди которых наиболее известны [1; 10] и их отечественные последователи [8; 15] – рассматривают, в первую очередь, конкурентоспособность предприятия/фирмы/компании, производителя товаров и услуг, причем основа конкурентоспособности, по их мнению, – способность удовлетворять нужды/потребности потребителей более качественно. Есть трактовки конкурентоспособности предприятия через свойства, обеспечивающие преимущества, или как способность предприятия эффективно функционировать за счет своих преимуществ [5; 9]. Другие авторы – М. Портер [11] и отечественные исследователи [7; 14] рассматривают конкурентоспособность как свойство товара, услуги, определяя его как способность конкурировать с аналогичными товарами/услугами.
    Тема конкурентоспособности авторемонтного предприятия (далее – АРП) хотя и начала прорабатываться в последнее время, но эти работы относительно немногочисленны, однако проблематика оценки уровня конкурентоспособности и управления этим показателем остается актуальной в силу как высокой конкуренции на данном рынке, так и особенностей самих услуг ремонта и обслуживания транспортных средств (далее – ТС).
    В результате анализа определений конкурентоспособности предприятия определим конкурентоспособность АРП как совокупность его возможностей обеспечивать преимущество перед конкурентами и стабильное развитие за счет комплексного удовлетворения потребностей потребителей его услуг (диагностика, техническое обслуживание, ремонт) при оптимальном уровне затрат.
    Основная задача при изучении конкурентоспособности – выявление факторов конкурентоспособности и резервов ее повышения. Сегодня на рынке ремонта и технического обслуживания наблюдается острая конкуренция: по данным информационного сервиса 2ГИС (https://2gis.ru) только в 35 городах России с населением более 500 тысяч человек количество автосервисов по состоянию на ноябрь 2015 г. превысило 17600 автосервисных предприятий [13], а в целом в России более 50 тыс. компаний связаны с услугами по ремонту и обслуживанию автомобилей [2].
    Необходимо систематически отслеживать уровень конкурентоспособности. Анализируя конкурентные позиции на рынке, приоритет нужно отдать факторам, влияющим на отношение потребителей к АРП – процессам и явлениям в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, вызывающим изменение затрат на производство и, как следствие, изменение уровня конкурентоспособности предприятия [4].

    Список использованной литературы

    1. Аблаев Р.Р. Особенности поведения потребителей-владельцев транспорта на рынке услуг ремонта и технического обслуживания транспортных средств // Материалы 2 Междисциплинарной Всероссийской конференции. Севастополь, 2018.
    2. В России становится больше автосервисов // За рулем.рф: [сайт]. URL: http://www.zr.ru/content/news/828579-v-rossii-stanovitsya-bolshe-avtoservisov/ (дата обращения: 15.09.2018).
    3. Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия. М.: Юрайт, 2011. 192 с.
    4. Грамматчиков А. Автосервисы: игра на выбывание // Expert Online: [сайт]. URL: http://expert.ru/2016/05/28/avtoservisyi/ (дата обращения: 15.09.2018).
    5. Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. 2004. № 1-2.
    6. Колесников А.М., Латыпова Р.Р. Количественная оценка риска при организации интермодальных грузоперевозок // Экономический вектор. 2017. № 3 (10).
    7. Кретов И.И. Организация маркетинга на предприятии. М.: Юристъ, 2009. 96 с.
    8. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Питер, 2008. 800 с.
    9. Лебедева О.А. Маркетинговые исследования рынка. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. 192 с.
    10. Макдоналд М. Сегментирование рынка: Практическое руководство. М.: Дело и сервис, 2012. 288 с.
    11. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. 454 с.
    12. Проникновение Интернета в России – 2017 // gfk.com/ru: [сайт]. URL: https://www.gfk.com/ru/ (дата обращения: 15.09.2018).
    13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2008. 312 с.
    14. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2002. 528 с.
    15. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / под ред. проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 686 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2