ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социология и экономика формирования и демонтажа наций

SOCIOLOGY AND ECONOMY OF FORMATION AND DISASSEMBLY OF NATIONS



В.И. Сигов
V.I. Sigov
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
Head of the Department of Labor Economics, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • этногенез
  • державный народ
  • нация
  • национализм
  • глобализация
  • либеральная элита
  • Keywords:

  • ethnogeny
  • sovereign nation
  • nation
  • nationalism
  • globalization
  • liberal elite
  • Провозглашенный в России поиск национальной идеи требует развития теории формирования наций, что предполагает использование социологического и экономического анализа. Исторический процесс выступает прежде всего как поступательное движение исторических форм общности людей: от рода к племени, от племени к союзу племен, от союза племен к народности, а от народности к нации. Развитие социума идет через интеграцию сообществ во все более крупные образования. Интеграция происходит на основе качественных скачков в углублении общественного разделения труда, обусловленных технологическими переворотами в сфере материального производства. Нация представляет собой высшую историческую форму общности людей, возникающую в результате промышленной революции.
    Основное социально-экономическое противоречие современной эпохи заключено в антагонистической противоположности процессов глобализации и самоопределения наций. Глобализация ведет к ликвидации суверенитетов большинства государств. При этом используется подмена понятия нации на этнос. Поэтому важное значение имеет правильное определение феномена нации и понятия национализма.

    The search for the national idea proclaimed in Russia requires developing the theory of forming a nation, which implies the application of sociological and economic analysis. Historical process is seen, first of all, as translational advance of historical forms of human communities: from families to tribes, from tribes to tribal unions, from tribal unions to nationalities, from nationalities to nations. The development of socium is carried out via the integration of communities into bigger unions. The integration occurs on the basis of quantum leaps in deepening division of labor resulting from technological breakthroughs in material production. A nation represents the highest historical form of human community arising as a result of industrial revolution.
    The main modern socio-economic antinomy is in antagonistic opposition of globalization and national self-determination. The globalization leads to most countries losing their sovereignty. Meanwhile, the notion of nation is substituted by ethnos. Therefore, the correct definition of nation and nationalism is critical.

    Обзор статьи

    Этногенез проходит следующие, связанные со сменой способов природопользования, стадии: род – племя – союз племен – народность – нация. Переход от родоплеменной общности к народности осуществляется в результате земледельческой революции, а переход от народности к нации – в результате революции промышленной.
    Появление земледелия постепенно преобразовало родовые общины в территориальные, а родоплеменную организацию общества – в самодержавно-государственную. Объединение этносов в народность идет либо путем насильственной ассимиляции, либо посредством взаимного культурного притяжения и получает логическое завершение в победе более высокой культуры, впитывающей в себя достижения взаимодействующих культур. Так, при скрещивании языков победителем выходит самый развитый, который сохраняет свой грамматический строй и основной словарный запас, пополняясь при этом за счет словарного запаса других языков.
    Перешедшие к земледелию народы, создав постоянные поселения, ремесла, письменность, развитую мифологию, обладали более высокой культурой, что позволяло им ассимилировать племена охотников и скотоводов. Покорявшие Китай, Индию, Русь кочевые орды всякий раз бывали побеждаемы культурным фактором и полностью или частично растворялись в массе оседлого населения. Решающим фактором государственного строительства является культурная самобытность державного народа-строителя, втягивающего в поле своей культуры другие этносы. Поскольку государственность рождается в кровавых войнах с соседями и покоится на силе, культура державного народа обязательно включает традицию воинской доблести. В державном народе образуется слой служилых людей, призванный отстаивать государственные интересы.
    Перешедшие к земледелию народы в ходе исторического процесса либо закрепляют за собой определенную территорию, либо теряют ее и исчезают сами. Освоение пространства связано с огромными трудозатратами, а необходимость его защиты от внешних врагов сопряжена с человеческими жертвами. Пролитые пот и кровь освящают землю предков. Народ, перешедший к оседлости, формирует себе среду жизнедеятельности, передавая ее следующим поколениям, поэтому в ходе исторического процесса у него необходимо вырабатывается чувство самосохранения, названное патриотизмом, означающим любовь к Родине и желание блага своему Отечеству. Родина соединяет понятия «народ» и «культура». Народ означает историческое единство прошедших, ныне живущих и будущих поколений. Созданная им культура воплощена в его мировоззрении, искусности в различных сферах творчества и социальных условиях жизнедеятельности. Патриотизм объединяет живущие в одном государстве этносы перед внешней угрозой и носит оборонительный характер [3].
    С середины XIX века начинаются периодические переписи населения, становится обязательным посещение детьми начальной школы, повсеместное распространение получает всеобщая воинская повинность. Это позволяет государству осуществлять более полный и строгий учет своих подданных. Личные документы и система регистрации все больше подчиняют жителей разрастающемуся административному аппарату. Чиновничество становится самой многочисленной корпорацией. Революция в средствах сообщения, обеспеченная железнодорожным транспортом и телеграфом, укрепляет связи центральной власти с периферией государства, территориальные границы которого получают все большую четкость и определенность.
    По мере ослабления традиционных гарантов лояльности подданных государственной власти (династическое право, божественное помазание, религиозное единство) укрепляется принцип народного суверенитета. Единственным способом приобретения легитимности нового типа становится идентификация с «народом» или «нацией». В условиях обострения конкуренции индустриальных держав возможности государства гораздо больше, чем ранее, стали зависеть от усилий рядовых граждан. Это неизбежно вело к демократизации политики через постепенное расширение избирательных прав и значительно усилило гражданскую религию – патриотизм, так как одна лишь пассивная покорность жителей становилась уже совершенно недостаточной.

    Список использованной литературы

    1. Ильин Н. Этика национализма в трудах Н.Г. Дебольского // Молодая гвардия. 1996. № 11.
    2. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо, 2003.
    3. Сигов В.И., Карпова Г.А., Пинцов С.И. Социология национального управления. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
    4. Сигов В.И., Цой В.Е. Социально-экономические закономерности исторического процесса: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. С. 10.
    5. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алетейя, 1998.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2