ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Методика автоматизированного установления однородности товаров и услуг для целей защиты прав на товарные знаки
METHODS OF AUTOMATED ESTABLISHING HOMOGENEITY OF GOODS AND SERVICES TO ENSURE TRADEMARK RIGHTS PROTECTION
И.В. Батыков |
|
I.V. Batykov |
|
ivbatykov@socexpertiza.ru |
|
зав. лабораторией социологической экспертизы Федерального научно-исследовательского социологического Центра Российской академии наук (ФниСЦ РАН), кандидат социологических наук |
|
Head of Sociological Expertise Laboratory, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, PhD in Sociology |
|
г. Москва |
|
Moscow |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Проблема однородности товаров и услуг приобретает актуальность в контексте защиты предпринимателями прав на товарные знаки. Однако в свете того, что существующие методики установления однородности отличаются значительной степенью неопределенности, в статье предложена формализованная методика установления степени однородности товаров и услуг. Для этой цели автор вводит индекс однородности, представляющий собой отношение частоты совместной встречаемости двух товаров (услуг) в регистрационных данных товарных знаков и частоты встречаемости более редкого из этих двух товаров (услуг). Индекс однородности принимает значения в диапазоне от 0% до 100%. Предложенный автором индекс можно интерпретировать как частоту, с которой более редкий товар (услуга) в реальной экономической практике правообладателей имеет тот же источник происхождения, что и более распространенный товар (услуга). |
|
The problem of homogeneity of goods and services becomes relevant in the context of protection of entrepreneurs' rights for trademark. However, in light of the fact that existing methods of establishing homogeneity are characterized by a significant degree of uncertainty, the article thereupon proposes a formalized method of establishing the degree of homogeneity of goods and services. For this purpose, the author introduces a homogeneity index, which is the ratio of the frequency of joint occurrence of two goods (services) in the trademark registration data and the frequency of occurrence of more infrequent one out of the two goods (services). The homogeneity index takes values ranging from 0% to 100%. The index proposed by the author can be interpreted as the frequency a more infrequent commodity (service) in the real economic practice of right holders has the same source of origin as a more common product (service). |
|
Обзор статьиГражданский кодекс Российской Федерации использует понятие «однородных товаров» для регулирования многих аспектов обращения товарных знаков: ограничений на их регистрацию (ст. 1483), защиты прав (ст. 1484), порядка государственной экспертизы (ст. 1499) и т.д. Общий подход, проводимый в ГК, состоит в том, что исключительные права на товарный знак распространяются не только на товары (услуги), для которых он зарегистрирован, но и на однородные им. Из этого подхода делается исключение только для общеизвестных товарных знаков. Особую роль понятие однородности играет в судебной практике. Как указывает В.В. Старженецкий, этот показатель входит в качестве составной части в так называемое «правило треугольника» [6. С. 27–39], которое применяется как российскими, так и зарубежными судами для установления опасности сходства до степени смешения. Таким образом, понятие однородности оказывается одним из ключевых при установлении пределов защиты прав на товарные знаки как на законодательном, так и на правоприменительном уровне. В то же время существующие методики установления однородности отличаются значительной степенью неопределенности. Так, в действующих рекомендациях Роспатента дается не исчерпывающийся список признаков однородности, в дополнение к которому указывается: «Основные признаки однородности товаров могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности один с другим и со вспомогательными признаками. При этом основные признаки могут переходить в разряд вспомогательных» [5. П. 3.1]. Таким образом, фактически, констатируется отсутствие оснований для единообразного применения критерия однородности, что является серьезной проблемой в защите прав на товарные знаки. Для ее частичного решения нами предложена формализованная методика установления степени однородности товаров и услуг. Настоящая статья посвящена ее обоснованию и апробации. |
|
Список использованной литературы1. Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (измененное 28 сентября 1979 г.). Ст. 2, пп. 2, 3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 2. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 г. № 2979/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 г. № 3691/06. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2002 г. № 10268/02. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 5. Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (в ред. Приказа Роспатента от 27.10.2015 г. № 166). 6. Старженецкий В.В. Столкновение средств индивидуализации: подходы судебной практики // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 2007. №. 2. С. 27–39. |