ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль недвижимости как фактора устойчивого развития общества

REAL ESTATE AS THE FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY



Н.Р. Камынина
N.R. Kamynina
kamyninan@gmail.com
доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии, кандидат технических наук, доцент
Associate Professor, the Department of Land Law and State Property Registration, Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in Engineering, Associate Professor
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • недвижимость
  • устойчивое развитие общества
  • градостроительство
  • государственный стандарт
  • показатели устойчивого развития города
  • градостроительство
  • Keywords:

  • real estate
  • sustainable development
  • municipal engineering
  • state standard
  • indexes of sustainable development of the city
  • В статье раскрыта роль фактора недвижимости в устойчивом развитии общества, в том числе в городах и населенных пунктах. Рассмотрено влияние фактора недвижимости в ракурсе основных и вспомогательных семнадцати показателей, установленных в стандарте по городским услугам и качеству жизни. Раскрыто содержание прямого влияния фактора недвижимости на показатели разделов «Экономика», «Кров» и «Градостроительство»; в отношении показателя «Градостроительство» предложены дополнения для расширенного анализа развития городов России с учетом актуальных изменений в правовой сфере и экологии в области градостроительства.

    The article examines the role of the real estate factor in sustainable development of the society both in the cities and in settlements. The impact of the real estate factor has been studied in the context of 17 basic and subsidiary indexes with regard to the standards dealing with city services and quality of life. The meaning of direct influence of real estate factor upon such indicators as "Economy", "Home" and "Municipal Engineering" has been disclosed. As "Municipal Engineering" indicator some follow-up has been proposed in order to ensure more precise and extended analysis of the development of Russian cities given current changes in the legal system and in ecology.

    Обзор статьи

    Современные проблемы устойчивого развития общества заключаются в необходимости оптимальным образом повышать уровень всех его составляющих – экономический рост, социальную политику и экологию, которые в определённом смысле можно рассматривать как экологически обоснованное экономическое и социальное развитие, непрерывно поддерживаемое, самоподдерживающееся и сбалансированно допустимое [5]. Для решения таких проблем приняты многие законодательные документы, в том числе Указ Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [1; 2], а также Водный, Лесной кодексы, федеральные законы об охране окружающей среды, о животном мире и ряд других нормативных документов, в которых понятие «устойчивое развитие» отражает принцип отечественного экологического законодательства и права.
    Во всех составляющих устойчивого развития огромную роль играет сфера недвижимости: для экономики недвижимость является необходимым фактором производства, участвующим в создании продуктов и услуг; для социальной составляющей сфера недвижимости обеспечивает место для проживания людей и социальную инфраструктуру; для экологии важно сохранение земельных фондов и ее недр. Таким образом, вопросы управления недвижимостью для поддержания устойчивого развития требуют комплексного решения [12; 13].
    Сложность раскрытия роли недвижимости в устойчивом развитии общества заключается в необходимости синтеза знаний философии, экономики, социологии, политологии, регионоведения и ряда специальных технических естественных наук – геодезических, географических, картографических, биологических и многих других, а также координации законодательных норм Российской Федерации, касающихся конституционного, гражданского, муниципального, административного, процессуального, градостроительного, бюджетного и другого законодательства РФ. В научной литературе по данному вопросу рассматриваются лишь отдельные направления и формулируются локальные выводы [5; 8; 10; 11; 13; 14], и не выработана комплексная концепция. Вместе с тем такие проблемы возможно развивать в рамках современной стандартизации в данной сфере, представленных в ГОСТ Р и международных стандартах ISO/DIS 37101 [4].
    Среди проблем в области устойчивого развития сообществ особое место занимает качество развития городов и поселений, а также проблема подбора инструментов и путей совершенствования современной урбанистики, формирования мегаполисов с передовыми технологиями динамичного развития [5; 14; 15]. В этом контексте мировая общественность разработала подход к сбалансированному развитию городов на основе международного стандарта ISO 37120:2014 и соответственного аналога в России – отечественного стандарта ИСО – ГОСТ Р ИСО 37120-2015 [3]. Однако научных разработок по определению роли недвижимого имущества в устойчивом развитии городов еще недостаточно.
    Целью данного исследования является выявление роли и влияния фактора недвижимости на устойчивое развитие сообществ, в том числе городов.
    Основой устойчивого развития городов являются рекомендации, представленные в ГОСТ Р ИСО 37120-2015 [3], в котором выделено семнадцать основных показателей качества развития городов, принятых как стандартизированный набор показателей для наиболее адекватного изменения эффективности функционирования городов и их объективного сравнения в связи с тем, что существующие в городах мира показатели не согласованы, различны по составу, что в целом затрудняет проведение сравнительного анализа по временным периодам и различным городам. По мнению создателей стандарта, представленные показатели возможно использовать для установления уровня и контроля прогресса, а также постоянного мониторинга в отношении устойчивого развития города, при этом необходимо комплексно учитывать всю городскую систему, чтобы добиться эффективного функционирования с учетом использования ресурсов для формирования планов на будущее.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 04.02.1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. ГOCТ Р 37120-2015 Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни. М.: Стандартинформ, 2015. 70 с.
    4. ГOCТ Р 56548-2015/ISO/DIS/37101 Устойчивое развитие административно-территориальных образований. Системы менеджмента. Общие принципы и требования. М.: Стандартинформ, 2016. 31с.
    5. Боголюбов С.А., Бринчук М.М., Злотникова Т.В. [и др.]. Устойчивое развитие: градостроительство, экология, право: хрестоматия / под общ. ред. В.В. Зозули. М.: РУСАЙНС, 2016. 208 с.
    6. Бурак П.И., Зворыкина Т.И. Отечественные и международные требования к устойчивому развитию административно-территориальных образований // Экономика качества. 2014. Вып. 2 (6). URL: http://eq-journal.ru/archive/2014/номер-2(6) (дата обращения: 15.05.2018).
    7. Бюллетени Центра экологической политики России «На пути к устойчивому развитию». 1995–2015 гг. // Центр экологической политики России: [сайт]. URL: http://www.ecopolicy.ru (дата обращения: 15.05.2018).
    8. Вершило Н.Д. Эколого-правовые основы устойчивого развития: автореф. … д-ра юрид. наук. М., 2008. 54 с.
    9. Галиновская Е.А., Кичигин Н.В., Минина Е.Л. [и др.]. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации / отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Проспект, 2012. 688 с.
    10. Лаженцев В.Н. Методологические подходы к стратегическому планированию устойчивого развития территориальных хозяйственных систем // Известия Коми НЦУрО РАН. 2013. № 1 (13). С. 107–113.
    11. Окрепилов В.В. Устойчивое развитие административно-территориальных образований на основе экономики качества // Инновации. 2014. № 1. С. 3–7.
    12. Oкрeпилoв В.В. Уcтoйчивoe рaзвитиe aдминиcтрaтивнo-тeрритoриaльных oбрaзoвaний в oбecпeчeнии кaчecтвa жизни // Нaциoнaльныe кoнцeпции кaчecтвa: oпыт и пeрcпeктивы eврoпeйcкoй интeгрaции: cб. мaтeриaлoв мeждунaрoднoй нaучнo-прaктичecкoй кoнфeрeнции. CПб.: Культ-инфoрм-прecc, 2013.
    13. Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и актуальные проблемы науки экологического права // Труды Института государства и права РАН. Актуальные проблемы развития экологического права в XXI веке. 2007. № 5.
    14. Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений / под ред. Е.Л. Мининой; ИЗиСП-Моск. гос. университет леса. М.: Изд. МГУЛ, 2013.
    15. Leonova T., Golovtсova I., Mamedov E., Varfolomeeva M. The integrated indicator of sustainable urban development based on standardization // MATEC Web of Conferences. 2018. Vol. 170. URL: https://www.matec-conferences.org/articles/matecconf/abs/2018/29/matecconf_spbwosce2018_01039/matecconf_spbwosce2018_01039.html (дата обращения: 15.05.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2