|
|
|
|
доцент кафедры таможенного дела и логистики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
|
Senior Lecturer, the Department of Customs and Logistics, Saint-Petersburg ITMO University, PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
таможенные технологии
предварительное информирование
электронная таможня
таможенный контроль
Единая автоматизированная информационная система таможенных органов
комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт»
|
Keywords:
customs technologies
advance notification
e-customs
customs control
consolidated automated customs information system
software package (KPS) «Sea port Portal».
|
В статье рассмотрены вопросы применения в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления технологии предварительного информирования.
Автором приведены нормативно-правовые акты, вступающие в силу с 1 октября 2018 года, проводится краткий анализ применения технологии предварительного информирования в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления, а также рассмотрены основные проблемы применения технологии предварительного информирования для морского вида транспорта и предложены пути их решения.
|
The article deals with the use of advance notification technology by customs authorities within the North-West Сustoms Administration.
The author presents relevant normative legal acts which come into force on October 1, 2018 and provides a brief analysis of the use of the technology of advance notification by the customs authorities of the North-West customs administration with the focus on key challenges of the use of advance notification technology with regard to Maritime mode of transportation with possible ways of addrеssing the ones.
|
|
|
Обзор статьи
В современных условиях глобализации и постоянного развития информационных технологий приоритетным направлением деятельности является внедрение новых программных средств в существующий порядок осуществления функционирования государственных органов, в том числе таможенных.
С целью формирования благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и повышения конкурентоспособности российской экономики таможенными органами (далее – ТО) осуществляются мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, внедрению новых перспективных технологий, таких как: технология электронного декларирования, технология удаленного выпуска товаров, технология автоматической регистрации декларации на товары, технология автоматического выпуска товаров, технология электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита, технология предварительного информирования (далее – ПИ) и другие.
Данные технологии представляют собой взаимосвязанную совокупность нововведений и программных средств, направленных на совершенствование деятельности ТО и механизма их взаимодействия с участниками ВЭД. Несмотря на то, что появление каждой из них приходится на разные промежутки времени, на данный момент они представляют собой комплексную картину и новое поколение в работе ТО.
Внедрение перспективных таможенных технологий является одним из ключевых направлений развития таможенной службы. Цель внедрения таможенных технологий – ускорение и упрощение совершения таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля, а также снижение временных и финансовых издержек, связанных с осуществлением ВЭД.
Внедрение и дальнейшее развитие перспективных таможенных технологий способствует переходу на качественно новый этап осуществления таможенных операций и таможенного контроля – развитию «единого окна» и созданию к 2020 году электронной таможни.
Безусловно, институт ПИ является перспективным направлением развития таможенных и информационных технологий. Суть ПИ заключается в том, что участник ВЭД заблаговременно сообщает ТО информацию о декларируемом товаре, о времени и месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Союз).
Предварительная информация – сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары, времени и месте прибытия товаров и пассажиров на таможенную территорию Союза [1].
Однако необходимо отметить, что эффективность ПИ возможна только в том случае, если оно используется не только ТО, но и остальными контролирующими органами, участвующими в оценке рисков перемещения товаров в цепочке поставок.
Таким образом, внедрение технологии ПИ о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза, имеет целью создать условия по сокращению времени проведения таможенных операций с товарами в местах их прибытия, повышения эффективности таможенного контроля путем принятия предварительных решений до прибытия таких товаров.
Первым нормативным правовым актом, регламентирующим основные положения о ПИ, является приказ ФТС России от 10.03.2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации». Основополагающая идея данного документа заключалась в обеспечении единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использовании ТО при осуществлении таможенных операций путем рассмотрения правовых, технологических и информационно-технических вопросов [2].
|
Список использованной литературы
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2017. 512 с.
2. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 01.06.2018).
3. Официальный сайт СЗТУ. URL: http://sztu.customs.ru (дата обращения: 07.06.2018).
4. Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 08.06.2018).
|