ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Таможенная технология предварительного информирования: современное состояние и проблемы

CUSTOMS TECHNOLOGY OF ADVANCE NOTIFICATION: CURRENT STATUS AND PROBLEMS



И.А. Гокинаева
I.A. Gokinaeva
gokinaeva_irina@mail.ru
доцент кафедры таможенного дела и логистики ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
Senior Lecturer, the Department of Customs and Logistics, Saint-Petersburg ITMO University, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • таможенные технологии
  • предварительное информирование
  • электронная таможня
  • таможенный контроль
  • Единая автоматизированная информационная система таможенных органов
  • комплекс программных средств (КПС) «Портал Морской порт»
  • Keywords:

  • customs technologies
  • advance notification
  • e-customs
  • customs control
  • consolidated automated customs information system
  • software package (KPS) «Sea port Portal».
  • В статье рассмотрены вопросы применения в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления технологии предварительного информирования.
    Автором приведены нормативно-правовые акты, вступающие в силу с 1 октября 2018 года, проводится краткий анализ применения технологии предварительного информирования в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления, а также рассмотрены основные проблемы применения технологии предварительного информирования для морского вида транспорта и предложены пути их решения.

    The article deals with the use of advance notification technology by customs authorities within the North-West Сustoms Administration.
    The author presents relevant normative legal acts which come into force on October 1, 2018 and provides a brief analysis of the use of the technology of advance notification by the customs authorities of the North-West customs administration with the focus on key challenges of the use of advance notification technology with regard to Maritime mode of transportation with possible ways of addrеssing the ones.

    Обзор статьи

    В современных условиях глобализации и постоянного развития информационных технологий приоритетным направлением деятельности является внедрение новых программных средств в существующий порядок осуществления функционирования государственных органов, в том числе таможенных.
    С целью формирования благоприятных условий для ведения внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и повышения конкурентоспособности российской экономики таможенными органами (далее – ТО) осуществляются мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, внедрению новых перспективных технологий, таких как: технология электронного декларирования, технология удаленного выпуска товаров, технология автоматической регистрации декларации на товары, технология автоматического выпуска товаров, технология электронного декларирования таможенной процедуры таможенного транзита, технология предварительного информирования (далее – ПИ) и другие.
    Данные технологии представляют собой взаимосвязанную совокупность нововведений и программных средств, направленных на совершенствование деятельности ТО и механизма их взаимодействия с участниками ВЭД. Несмотря на то, что появление каждой из них приходится на разные промежутки времени, на данный момент они представляют собой комплексную картину и новое поколение в работе ТО.
    Внедрение перспективных таможенных технологий является одним из ключевых направлений развития таможенной службы. Цель внедрения таможенных технологий – ускорение и упрощение совершения таможенных операций, повышение эффективности таможенного контроля, а также снижение временных и финансовых издержек, связанных с осуществлением ВЭД.
    Внедрение и дальнейшее развитие перспективных таможенных технологий способствует переходу на качественно новый этап осуществления таможенных операций и таможенного контроля – развитию «единого окна» и созданию к 2020 году электронной таможни.
    Безусловно, институт ПИ является перспективным направлением развития таможенных и информационных технологий. Суть ПИ заключается в том, что участник ВЭД заблаговременно сообщает ТО информацию о декларируемом товаре, о времени и месте прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Союз).
    Предварительная информация – сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары, времени и месте прибытия товаров и пассажиров на таможенную территорию Союза [1].
    Однако необходимо отметить, что эффективность ПИ возможна только в том случае, если оно используется не только ТО, но и остальными контролирующими органами, участвующими в оценке рисков перемещения товаров в цепочке поставок.
    Таким образом, внедрение технологии ПИ о товарах, ввозимых на таможенную территорию Союза, имеет целью создать условия по сокращению времени проведения таможенных операций с товарами в местах их прибытия, повышения эффективности таможенного контроля путем принятия предварительных решений до прибытия таких товаров.
    Первым нормативным правовым актом, регламентирующим основные положения о ПИ, является приказ ФТС России от 10.03.2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации». Основополагающая идея данного документа заключалась в обеспечении единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы и ее использовании ТО при осуществлении таможенных операций путем рассмотрения правовых, технологических и информационно-технических вопросов [2].

    Список использованной литературы

    1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2017. 512 с.
    2. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 01.06.2018).
    3. Официальный сайт СЗТУ. URL: http://sztu.customs.ru (дата обращения: 07.06.2018).
    4. Официальный сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 08.06.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2