ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретические и методические подходы к формированию телевизионного формата в продюсерской деятельности на телевидении

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF A TELEVISION FORMAT IN PRODUCER ACTIVITY ON THE TV



В.М. Будилов
А.А. Тютрюмов
V.M. Budilov
A.A. Tyutryumov
gamma.kino@gmail.com
atk.film@gmail.com
профессор кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат политических наук
доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук
Professor, the Department of Film and Television Producing, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, PhD in Political Sciences
Associate Professor, the Department of Film and Television Producing, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • телевидение
  • продюсирование телепрограмм
  • продюсер
  • управление телеканалом
  • зрительская аудитория
  • телерынок
  • контент
  • телевизионный формат
  • Keywords:

  • Television
  • producer of TV programs
  • TV programs producing
  • TV channel management
  • spectator audience
  • TV market
  • content
  • TV format
  • В статье предложена авторская трактовка понятия «телеформат», его сущностное содержание и типология. Определяются требования к структуре телеформата. Раскрываются теоретические и практические аспекты разработки нового телевизионного формата или адаптации существующих к национальному телерынку для обеспечения повышения эффективности продюсерской деятельности.

    The article deals with the authors' own interpretation of the concept of "teleformat", its essential content and typology. The requirements to the structure of the teleformat are defined. Theoretical and practical matters of the development of a new television format or adaptation of existing within the national TV market ones which are aimed to increase efficiency of producers activity are disclosed.

    Обзор статьи

    Сложившаяся в настоящее время структура телевизионной отрасли предусматривает ее разделение на следующие основные группы хозяйствующих субъектов: производители телевизионного контента (продюсерские компании), вещатели (телеканалы), ретрансляторы телевизионного сигнала, дистрибьюторы, прочие инфраструктурные и посреднические технико-технологические структуры [3]. Отметим, что сложившаяся практика осуществления финансово-экономической деятельности в телевизионной сфере обусловливает специализацию видов деятельности и разделение труда как наиболее рациональное поведение. Таким образом, в настоящее время повышается значимость аутсорсинга при производстве аудиовизуальной продукции, предназначенной для телевизионной трансляции и закупке телеканалами до 100% телевизионного контента. Даже в структуре сетки телевизионного вещания ведущих эфирных телевизионных каналов порядка 75% контента составляют купленные аудиовизуальные произведения, и около 25% – программы собственного производства (как правило, информационно-аналитические программы) [3].
    Укажем, что деятельность телеканалов ориентирована, прежде всего на удовлетворение потребительских предпочтений зрителей с учетом требований современных общественных норм и законодательства. При этом для данных хозяйствующих субъектов в условиях острой конкуренции важно сформировать лояльную постоянную аудиторию [1]. Особую важность постоянные зрители имеют для предприятий, реализующих рекламную модель телевизионного бизнеса, так как именно уровень их телесмотрения учитывается потенциальными рекламодателями в процессе принятия решения о размещении рекламных материалов в телевизионном эфире.
    Научные и маркетинговые исследования, а также практика осуществления профессиональной деятельности в сфере телевидения свидетельствуют, что формированию постоянной лояльной зрительской аудитории способствуют определенные процедуры и темы, заложенные внутри аудиовизуальных произведений, порядок программирования сетки телевизионного вещания (с учетом дня недели, времени трансляции, сезона года, праздничных дней и других факторов), а также общее позиционирование телеканала на рынке. В конечном итоге совокупность указанных параметров в сочетании с периодически повторяющимися действиями формируют «формат» телевизионного канала, в рамках которого, с учетом принципа жанрового разнообразия, руководство вещательной структуры (или специализированных подразделений – редакций) определяет требования («формат») к той или иной единице телеконтента (программе, сериалу, фильму и пр.).
    В конечном итоге осуществляется закупка только той аудиовизуальной продукции, которая соответствует форматным требованиям канала. В этой связи программопроизводящим продюсерским предприятиям для минимизации собственных рисков целесообразно либо изначально утвердить/продать формат программы/сериала и только после этого приступать к производству контента или осуществлять его в строго заданных каналом рамках формата, созданных ранее.
    Таким образом, на современном телерынке объектом купли-продажи выступает не только телеконтент, но и телеформат. Что бы стать объектом торговых отношений он должен быть формализован. В мировой телеиндустрии такая процедура предусматривает разработку специализированного документа, получившего название «Библия формата».

    Список использованной литературы

    1. Алексеева П.А., Данилов П.В. Сравнительный анализ методов государственного управления структурными составляющими медиаиндустрии: возможности и ограничения // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 38–43.
    2. Тютрюмов А.А. Пути повышения экономической эффективности телевизионного продюсирования // Российское предпринимательство. 2012. № 20 (218).
    3. Тютрюмов А.А. Сущностные основы продюсирования на телевидении // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. № 16(3). С. 113–116.
    4. How to create a hit format in 10 lessons. URL: http://www.my-mip.com/RM/RM_MIPWORLD/2016/resource-centre/documents/miptv-mipcom-thewit-whitepaper-how-to-create-a-hit-format.pdf?v=635930410744783406 (дата обращения: 17.06.2016)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2