ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности юридического образования в российской империи

SPECIFICITIES OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIAN EMPIRE



Н.П. Маюров
N.P. Mayurov
mayurov2010@mail.ru
зав. кафедрой государственного и административного права Университета при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации, Почетный сотрудник МВД России
Head of the Department of State and Administrative Law, University at Inter Parliamentary Assembly of the Eurasian Economic Community, Doctor of Law, Professor, Merited Lawyer of the Russian Federation, Honoured Officer of MIA of Russia
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • право
  • Российская Империя
  • студент
  • юридическое образование
  • университет
  • юридический факультет
  • юриспруденция
  • юстиция
  • Keywords:

  • law
  • Russian Empire
  • student
  • legal education
  • university
  • jurisprudence
  • justice
  • В статье рассматривается проблематика развития системы юридического образования в Российской Империи. Проводится анализ статистических данных о количестве студентов, осваивающих юриспруденцию, в сравнении с другими направлениями высшего профессионального образования. Изучаются вопросы подготовки юристов в классических университетах и образовательных учреждениях, созданных для подготовки военных и гражданских служащих.

    The article examines a range of problems dealing with the development of legal education in the Russian Empire. Statistical data analysis has been conducted with regard to the number of students mastering jurisprudence in comparison with other lines of higher educations. Matters dealing with training for lawyers in classical universities and in special educational institutions established for educating military and civil personnel are examined.

    Обзор статьи

    Специализированного юридического образования в России до XVIII в. не существовало. Обучение праву осуществлялось наряду с освоением других дисциплин в существовавших учебных заведениях. Нормы канонического права были предметом изучения во всех духовных учебных заведениях. Но освоение юридической науки носило, главным образом, прикладной характер. Государственные служащие различных ведомств отраслевого и территориального управления, судьи, работники аппарата юстиции и правоохранительной системы в рамках своей служебной деятельности изучали действующие в стране нормы права.
    Стоглавый собор 1551 г. постановил учредить в домах священнослужителей училища для изучения «грамоты, книжного письма и налойного пения». При приказах, в частности Посольском, Поместном и др. создавались школы для обучения подьячих. Они изучали действующие нормативные акты и принимали участие в рассмотрении конкретных ситуаций [5. С. 45]. После вхождения в состав Московского царства г. Киева в стране начинает действовать первое высшее учебное заведение – Киевская духовная академия. В последующем создаётся первое национальное духовное высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. В последующем Петром I создаётся комплекс начальных общеобразовательных, а также профессиональных технических, военных, военно-морских и т.п. учебных заведений, а также Санкт-Петербургский академический университет (1724 г.) и Российская Академия Наук, при которой он и был сформирован. Именно в рамках данного образовательного учреждения впервые в нашей стране начинается систематическое научное изучение и преподавание права.
    Преподавание права осуществлялось в ограниченных объёмах в рамках освоения профессиональных программ различных школ. В частности, Шляхетский кадетский корпус, основанный Анной Иоанновной, осуществлял подготовку не только офицеров, но и чиновников. Особо необходимо отметить школу при Посольском приказе, созданную Л.К. Нарышкином. В 1720 г. по нормам Генерального регламента была создана Коллегия юнкеров для обучения чиновников. Указом 10 ноября 1721 г. учреждалась специальная школа подьячих [2]. Курс обучения включал освоение грамматики, арифметики, нормативных документов, основ политологии на основании знаний того времени и др. Значительную роль в глубоком научном изучении правовой системы страны оказали кодификационные комиссии, которые создавались Петром I, Екатериной II, Александром I, Николаем I и др. Усложнение системы государственного аппарата, увеличение численности чиновников, объёмов издаваемых нормативных актов и другие причины обусловили необходимость создания системы образовательных учреждений для подготовки служащих. Но несмотря на открытие подобных школ, численность студентов, не превышавшая несколько сотен человек, не позволяла решить проблему подготовки квалифицированных кадров.

    Список использованной литературы

    1. Андреев А. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие (Часть 1) // Высшее образование в России. 2005. № 1.
    2. Владимирский-Буданов Н. Государство и народное образование в России XVIII в. Ярославль, 1874.
    3. Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года / ред. В.Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995.
    4. Иконников В.С. Русские университеты в связи с ходом общественного образования // Вестник Европы. 1876. № 9–11.
    5. Лавровский Н. Рассуждение о древнерусских училищах. Харьков, 1854.
    6. Мижуев П. Россия. Учебное дело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Т. 28 СПб., 1899.
    7. Пругавин А.С. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. СПб., 1898.
    8. Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М.: ИИЕТ РАН, 2009. С. 68.
    9. Arnold Matthew. Democratic Education. Ann Arbor. The University of Michigan Press, 1962.
    10. McClelland Charles E. State, Society and University in Germany 1700–1914. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2