ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Марксизм, социология капитализма и экономическая безопасность национальных государств

MARXISM, SOCIOLOGY OF CAPITALISM AND ECONOMIC SECURITY OF NATIONAL STATES



В.И. Сигов
V.I. Sigov
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой экономики труда ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
Head of Labour Economics Department, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • марксизм
  • капитализм
  • социальный паразитизм
  • мировая революция
  • государство
  • периодизация исторического процесса
  • политический контроль над экономикой
  • Keywords:

  • Marxism
  • capitalism
  • social parasitism
  • global revolution
  • state
  • periodization of historic process
  • political control over the economy
  • 5 мая 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса, что несомненно вызовет всплеск интереса к его творческому наследию. Если рассматривать это наследие как обычный научный текст, а не «данное свыше откровение», вскрываются удивительные вещи. Прогностический потенциал марксизма оказался равен нулю: ни мировой революции, ни слияния наций, ни отмирания государства так и не произошло. Безусловно, идея мирового правительства витает в воздухе, за что Маркс получает высокую оценку современных глобалистов.
    Анализ содержания текстов Маркса и Энгельса, посвященных историческим событиям, свидетельствует, что этих авторов со всей очевидностью можно отнести, во-первых, к политическим экстремистам, обосновывавшим слом любой государственности через мировую революцию и пролетарскую диктатуру (означающую, между прочим, внезаконное уничтожение несогласных непролетариев); во-вторых, – к расистам, делившим народы на прогрессивные и реакционные (подлежавшие в ходе мировой революции самому беспощадному террору); и в-третьих, – к ярым русофобам, считавшим Россию тюрьмой народов и жандармом Европы.

    The date of 5 May 2018 marks the 200-th anniversary of the birth of Karl Marx and it will undoubtedly raise significant renewed interest in his creative heritage. Should this heritage be considered just a general academic script rather than a revelation given from above one may reveal amazing things. In particular the prognosticated capacity of Marxism turns out to equal to zero level: no world revolution, no consolidation of nations, no withering away of the state has ever taken place. However the idea of global government is still in the air what Marx has received a high appraisal for on the part of modern globalists.
    The analysis of Marx's and Engels's view points and scripts devoted to different historic events clearly shows that these authors might be likely classified firstly as political extremists, justifying dismantling any system of statehood by means of global revolution and through dictatorship of proletariat which provides by the way for illegal annihilation of aggrieved non-proletariat, secondly might be referred to as racists who would divide nations into progressive and reactionary peoples which would be subject to merciless terror during global revolution, and thirdly classified as vigorous supporters of Russia phobia who would consider Russia a prison of nations and the European gendarme.

    Обзор статьи

    В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения Карла Маркса, что, несомненно, вызовет всплеск интереса к его творческому наследию. Марксизм до сих пор является идейной основой множества действующих в мире коммунистических партий, в том числе и правящих. Всех их объединяет борьба против капитализма, эксплуатации человека человеком. Сейчас это более, чем актуально. В ноябре 2017 года представляющий высшую интеллектуальную элиту Запада Римский клуб опубликовал доклад «Come on! Капитализм, близорукость населения и разрушение планеты». В нем делается однозначный вывод о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации. В докладе констатируется, что сегодняшний кризис не циклический, но усиливающийся: «Он не ограничен природой вокруг нас, но включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологии и капиталистической системы».
    Римский клуб полагает, что в 80-х годах ХХ века произошло вырождение капитализма, основным источником прибыли в рамках которого стали финансовые спекуляции. Порядка 98% финансовых операций носят ныне спекулятивный характер. В оффшорах спрятано от 21 до 32 триллионов долларов, в то время как направления, от которых зависит будущее планеты, испытывают дефицит средств. Казалось бы, торжествует историческая правота марксизма. Но так ли это? Если рассмотреть идейные конструкции Маркса как обычный научный текст, а не данное свыше Откровение, получится, что его основные прогнозы не оправдались, а трактовка капитализма только затруднила борьбу с ним.
    Необходимо объяснить, почему целый ряд фундаментальных положений марксизма не получил подтверждения в общественной практике. В начале XXI века по сравнению с концом XIX кажутся еще более далекими от реальности такие прогнозы, как: 1) неизбежность мировой революции и диктатуры пролетариата, 2) исчезновение противоположности интересов разных народов и слияние наций, 3) отмирание государства. Более того, эти догмы фактически работают на планы международной финансовой олигархии, сформулированные в 1991 году главой Трехсторонней комиссии Д. Рокфеллером: «Сегодня мир более совершенен и предрасположен к созданию единого мирового правительства... Сверхнациональная власть интеллектуальной элиты и мировых банкиров более предпочтительна, нежели право народов на самоопределение, которому мы следовали в течение веков» [7. С. 82–83]. Национальные государства являются главным препятствием для экономической экспансии транснационального капитала, стремящегося установить полный контроль над природными и людскими ресурсами планеты.
    Сейчас уже можно уверенно констатировать принципиальную неприемлемость перечисленных положений марксизма, ставящих это учение на службу глобализму. Космополитический характер марксистского учения вытекает из классового подхода к истории общества. Согласно заимствованной Марксом схеме Сен-Симона, развитие общества представляет собой модернизацию способов эксплуатации человека человеком. Первобытнообщинный строй сменяется рабовладельческим, рабовладельческий – феодальным, феодальный – капиталистическим, капиталистический – коммунистическим, который уничтожает деление общества на классы и эксплуатацию.
    Поддержанная и освещенная авторитетом Маркса периодизация исторического процесса страдает признанным им самим европоцентризмом. В ответном письме Вере Засулич (впрочем, так и не отправленном адресату), не исключая возможности особого пути перехода России к социализму, Маркс прямо написал, что неизбежность того хода развития общества, который был проанализирован им на примере Англии, «точно ограничена странами Западной Европы» [8. С. 44]. Свой «Капитал» он рассматривал как очерк происхождения капитализма в Западной Европе и даже поставил под сомнение превращение его в общую теорию социального развития, которой фатально должны подчиниться все народы вне зависимости от конкретных исторических условий. Иными словами, основоположник научного коммунизма не исключил возможности, что при особом стечении обстоятельств можно обойтись и без капитализма. Но рабовладельческая и феодальная общественно-экономические формации тоже имели ярко выраженное европейское лицо, что весьма затрудняло их примерку к истории неевропейских народов.
    Античный способ производства остался сугубо Средиземноморским явлением (только отчасти воспроизведенным плантаторами Юга США) в силу специфических природных условий, позволивших эффективно использовать рабский труд в земледелии. Формирование рабовладельческих производственных отношений в античном мире привело к искусственной ломке общины задолго до того, как она исчерпала свою жизнеспособность. Рабство сделало труд свободного земледельца презренным. Историки и экономисты пришли к выводу, что саморазвития античного общества в феодальное быть не могло. «Античный способ производства не давал возможности непосредственно перейти к феодализму... Но раз античное рабство, достигшее наиболее полного развития в Италии, именно там оказалось бессильным само по себе и из себя породить силы для дальнейшего прогрессивного развития..., то вряд ли можно считать античный рабовладельческий способ производства обязательным этапом на магистрали всемирного исторического развития. Скорее, он был ответвлением, порожденным специфическими условиями исторической среды, в которой возник» [19. С. 312–313]. Такие выдающиеся историки античности, как О. Шпенглер, Э. Майер, М. Ростовцев придерживались концепции «античного капитализма», что подтверждает своеобразие этого феномена и указывает на тесную связь капитализма с рабством. Кстати, в современном мире оказавшихся в рабстве людей гораздо больше, чем во времена античности.
    Несравнимо более распространенным явлением оказался так называемый «азиатский способ производства», который, однако, был характерен не только для Древнего Востока, но также для Африки и Америки до их столкновения с европейской цивилизацией. Ученые на большом фактическом материале выявили следующие особенности этого способа производства: 1) особая роль государства в хозяйственной жизни, организующего производство и осуществляющего распределение основных жизненных средств среди населения; 2) государственная трудовая и военная повинность; 3) почти полное отсутствие частной собственности на средства производства; 4) неразвитость внутреннего рынка и второстепенная роль товарообмена, охватывавшего в основном предметы роскоши [16].

    Список использованной литературы

    1. Александров Г.Н. Социалистическая идея и марксизм. М., 1991.
    2. Антонов М.Ф. Ложные маяки и вечные истины. М.,1991.
    3. Верхан П.Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. Минск, 1992.
    4. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М.–Л., 1959.
    5. Гэлбрейт Д. Новое индустриальное общество. М., 1969.
    6. Гэлбрейт Д. Плюсы и минусы общества потребления // Проблемы мира и социализма. 1989. № 11.
    7. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Битва за Россию. СПб, 1993.
    8. К. Маркс и Ф. Энгельс и революционная Россия. М., 1967.
    9. Малая советская энциклопедия. М., 1931.
    10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
    11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
    12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4.
    13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.
    14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
    15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.
    16. Проблемы докапиталистических обществ в странах Востока. М., 1971.
    17. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.
    18. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989.
    19. Штаерман Е.М., Трофимов М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи. Италия. М., 1971.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2