ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Статистический анализ некоторых показателей демографической политики России

STATISTICAL ANALYSIS OF CERTAIN INDICATORS OF DEMOGRAPHIC POLICY OF RUSSIA



Е.Ю. Присяч
Ye.Yu. Prisyatch
elena-pris@mail.ru
доцент кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • демография
  • демографическая политика
  • миграция
  • мигранты
  • рождаемость
  • смертность
  • государственные демографические программы;
  • демографический кризис
  • демографическая яма
  • Keywords:

  • demography
  • demographic policy
  • migration
  • migrants
  • birth rate
  • death rate
  • government demographic programs
  • demographic crisis
  • demographic downturn
  • В статье представлено определение демографической политики, рассмотрена ее роль в национальной политике России. Проанализированы основные демографические показатели: фертильный возраст, половой и возрастной состав населения, уровень рождаемости, смертности, естественного прироста, показатель миграции населения. Теоретические выкладки подкреплены графическим материалом, дающим наглядное представление о рассматриваемых показателях демографической политики.

    We introduce a definition of demographic policy and consider its role in the national politics of Russia. We analyze the key demographic indicators, namely fertile age, gender and age structure of the population, birth and death rates, natural population growth, migration rates. The theoretical conclusions are supported by graphs illustrating the indicators of demographic policy in question.

    Обзор статьи

    Демографическая политика – это комплекс государственных мер, направленных на стабилизацию населения и управление такими демографическими показателями, как смертность, рождаемость, естественный прирост и миграция населения. Реализуется демографическая политика государства через целевые федеральные программы, а также через региональные программы регулирования населения.
    Основным законодательным актом, регулирующим демографическую политику России, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 669-р, которым утверждён План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [7].
    В соответствии с указанным документом основной демографической проблемой государства является снижение уровня рождаемости вследствие сокращения числа женщин фертильного (детородного) возраста, причем значительно сокращение приходится на женщин молодых возрастов – от 20 до 30 лет. Причиной возникновения такого феномена стала «демографическая яма», в которой находится наше общество с начала 90-х годов двадцатого столетия.
    Ознакомимся с численностью постоянного мужского и женского населения в динамике на 2017 год (см. рис. 1).
    Из диаграммы видно, что количество женского населения превышает количество мужского населения, и эта динамика сохранялась с начала 2000-х годов. Однако в соответствии с негативным вариантом развития численности населения до 2036 года, показатели женского населения будут падать и по своим параметрам приблизятся к показателям мужского населения. Произойдет стабилизация населения, характеризующаяся неизменностью воспроизводственных процессов в населении.
    Наглядно процесс сокращения женщин фертильного возраста отражен на рис. 3.
    Эта диаграмма наглядно показывает, как сокращалась численность женщин младших возрастов. Кроме того, из рисунка видно, что наибольший объем составляют женщины старшего возраста, приблизившиеся к концу фертильного периода.
    Следующими проблемами российского общества, являющимися предметом регулирования государственной демографической политики, можно назвать показатели
    рождаемости, смертности и естественного прироста
    .
    Данные диаграммы наглядно свидетельствуют, что с естественным приростом в нашей стране ситуация сложилась катастрофическая. К 2016 году показатели рождаемости и смертности по своему значению практически сравнялись. Это дало небольшую положительную динамику естественного прироста в 2014 году, однако на общем фоне для решения проблемы «демографической ямы» этих показателей недостаточно. Мы видим динамику простого воспроизводства, когда как для увеличения показателя естественного прироста необходимо расширенное воспроизводство, предполагающее от 3 до 4 детей в каждой семье.
    Рассмотрим законодательные акты, способствующие увеличению численности населения.
    1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции
    демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
    2. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (ранее уже упоминался).
    3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (предполагает осуществление мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе, предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними).
    4. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
    Последняя проблема, которая будет рассмотрена в данной статье, это проблема миграции. При рассмотрении статистики естественного прироста возникает закономерный вопрос о том, за счет чего поддерживается численность населения государства, если положительного прироста населения как такового нет. Ответ на этот вопрос простой: численность населения Росси поддерживается за счет внешней миграции. Количество иммигрантов в нашей стране не только не меняется, но и наоборот, растет. Как правило, прирост идет за счет бывших советских республик. В основном это экономическая и трудовая миграция, однако статистика последних лет показала, что увеличился приток беженцев из Украины, а также растет приток мигрантов из стран Дальнего зарубежья.
    Как показывают графики, из стран Ближнего зарубежья больше всего иммигрантов из Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении. Из стран дальнего зарубежья наибольший приток мигрантов осуществляется из Германии, Вьетнама.
    Миграционный процесс попадает под регулирование следующих законодательных актов:
    1. Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г., с изм. от 19.07.2017 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
    2. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Статья 25.13.
    Мигранты оказывают огромное влияние на экономическую и социальную сферу страны, занимают пустующие ниши на рынке труда, влияют на уровень культуры населения и криминогенную обстановку. Нельзя утверждать, что все коренное население России с радостью относится к внешним мигрантам. Часто различия в культуре, образовании и образе жизни становятся факторами напряжения, что приводит к конфликтам. Задача государства и правоохранительных органов в данном случае заключается в нивелировании конфликтных ситуаций и правовом разрешении возникающих споров. Часто это достигается за счет ужесточения миграционного законодательства.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    2. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    3. Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г., с изм. от 19.07.2017 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    4. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Статья 25.13 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru.
    5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 (ред. от 01.07.2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Об утверждении плана мероприятий по реализации III этапа Концепции демографической политики // Правительство Российской Федерации: [сайт]. URL: http://government.ru/docs/22743/ (дата обращения: 26.03.2017).
    8. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 26.03.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2