ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социальные технологии как инструмент управления подготовкой руководящих кадров

SOCIAL TECHNOLOGIES AS A SENIOR STAFF TRAINING MANAGEMENT INSTRUMENT



Д.А. Буташин
D.A. Butashin
pr_butashin@ranepa.ru
проректор ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Pro-rector, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • социальные технологии
  • государственная служба
  • подготовка управленческих кадров
  • эффективное кадровое обеспечение
  • теоретическая и прикладная социология
  • технология кадрового воспроизводства
  • Федеральный Закон
  • Послание Президента РФ
  • Keywords:

  • social technologies
  • public service
  • managerial staff training
  • efficient staffing
  • theoretical and applied sociology
  • technology of managerial staff replenishment
  • Federal Law
  • the Address of the President of the Russian Federation
  • В статье представлена современная практика применения социальных технологий участия государства в системе подготовки руководящих кадров системы государственного управления. Автором выявлена корреляция эффективного кадрового обеспечения государственного управления с результативностью работы государственного аппарата. Также рассмотрена современная российская практика применения социальных технологий в качестве инструмента управления процессом подготовки руководящих кадров.

    The article presents a set of best practices of the use of social technologies with regard to participation of the State within a system of senior staff training in the sector of public administration. The author reveals correlation between the efficiency of staffing the bodies of public administration and effectiveness of the performance of the State apparatus. Besides the author examines modern Russian practices of the use of social technologies as an instrument of senior staff training management.

    Обзор статьи

    Подготовка высокоэффективных руководящих кадров на современном этапе развития российской социально-экономической модели является своеобразным стратегическим ориентиром в процессе общенационального планирования и обеспечения международной конкурентоспособности России. Неслучайно в мартовском (текущего года) Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин отметил острую необходимость «выстроить открытую, современную систему отбора и подготовки управленческих кадров» [4]. Преобразования двух последних десятилетий в области государственного и муниципального управления на фоне ускорения научно-технического прогресса и управленческих технологий придают особую значимость проблеме модернизации инструментов управления подготовкой руководящих кадров, в рамках которой опыт и дальнейшее применение социальных технологий также требует всестороннего изучения.
    Исходя из общего понимания социальной технологии в качестве специфического средства социальной практики, алгоритмизирующего межличностную и межгрупповую аттракцию и кооперацию в процессе решения общественных задач, под социальными технологиями в качестве управленческого инструментария подготовки руководящих кадров в настоящей статье подразумеваются, в первую очередь, совокупность и специфическая взаимосвязь таких элементов социальной инженерии, применяемых в теоретической и прикладной социологии, которые обладают необходимым для целенаправленного изменения организационных структур органов управления потенциалом. Здесь также важно сфокусировать исследовательское внимание на том, что на практике социальная технология «проявляется в способе самовоспроизводства и освоения окружающей действительности через информационное взаимодействие» [8. С. 15], без которого она утрачивает целесообразность. В условиях масштабных трансформаций управленческого пространства, его цифровизации и превращения в высокоорганизованную электронную сеть вопросы прогнозируемости, устойчивости и эффективности системы управления составляют чрезвычайную важность. Как отмечает А.Н. Морозевич, сегодня меняются требования к государственному управлению: повышается роль применяемых в нем информационно-коммуникационных технологий; актуализируется его потенциал создавать долгосрочные устойчивые преимущества в социально-экономическом развитии; идет работа над повышением эффективности распределения задач между государством и обществом [11. С. 18].
    Рассматривая понятие «социальная технология», применительно к самой «технологии» следует сделать такое примечание: на протяжении длительного времени феномен технологии рассматривался в производственной области, в сфере технического прогресса, что было обусловлено появлением этого концепта в контексте процессов, происходивших в промышленном производстве. Принято считать, что Карл Маркс был первым ученым, обратившим внимание на особенности развития технологических процессов. В дальнейшем он также сформулировал квинтэссенцию понятия «технология» в качестве сознательно разделенного на этапы процесса, свойственного не только производственным системам, но и социальным. Таким образом, справедливо будет рассматривать социальные технологии как специфические приемы и средства преобразования отношений в процессе формирования управленческих кадров в социально-производственной среде.
    На примере формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации целесообразно рассмотреть механизмы применения социальных технологий в качестве инструментов управления подготовкой руководящих кадров в контексте трех названных целевых установок – прогнозируемости, устойчивости и эффективности, с целью определения проблемного поля применения социальных технологий в исследуемой сфере.
    Поскольку так называемый человеческий фактор является ключевым приоритетом системы социального управления, успех проведения качественной политики в области кадрового обеспечения достигается знаниями, умениями и навыками кандидатов, а также их морально-волевыми качествами. Не случайно, если обратиться к Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации от 29 ноября 2017 г., одному из основополагающих документов, регулирующих политику подготовки и отбора управленческих кадров в нашей стране, становятся очевидны четко сформулированные «интегральные стандартизированные показатели оценки личностно-профессиональных и управленческих ресурсов кандидатов», в числе которых:
    - стратегическое лидерство – способность формулировать стратегические цели организации, видеть стратегические перспективы деятельности и развития организационно-управленческих структур, развивать и поддерживать энергетический и психологический потенциал сотрудников, заражать их своими идеями;
    - управленческая компетентность – способность к планированию, организации, контролю, координации деятельности больших организационных структур; готовность к принятию самостоятельных управленческих решений, реализации менеджерских и административных функций;
    - готовность к саморазвитию – ориентация на непрерывное профессиональное и личное совершенствование; готовность и способность эффективно действовать в условиях изменений: способность воспринимать новую информацию, принимать решения в ограниченное время с ограниченным доступом к необходимой информации; готовность к взаимодействию с новыми людьми, а также к применению новых приемов методов управления;
    - компетентности социального взаимодействия – готовность к конструктивному межличностному и социальному взаимодействию; владение умениями и навыками эффективных социальных коммуникаций; активность в социальных контактах; нацеленность на совместную деятельность, коллективную работу; способность учитывать мнения подчиненных и руководителей и позиции по тому или иному вопросу;
    - социальная направленность – интегральное личностное качество, отражающее сплав ведущих ценностей руководителя и особенностей мотивационно-потребностной сферы личности, обеспечивающих направленность управленческой деятельности [6].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru (дата обращения: 01.04.2018).
    2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы» // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41183 (дата обращения: 01.04.2018).
    4. Послание Президента России Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 26.03.2018).
    5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. № 397 «Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Общая концепция формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. № 5. URL: https://files.gossluzhba.gov.ru/49309a89-3c66-408c-805a-2d42b28e89c9/download/a08dce28-c919-4d78-b715-f43809aca89b (дата обращения: 27.03.2018).
    7. Методические материалы по реализации общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации, 2018 г. URL: https://files.gossluzhba.gov.ru/49309a89-3c66-408c-805a-2d42b28e89c9/download/7106d05d-70b4-4f05-b41a-a9c69688b993 (дата обращения: 29.03.2018).
    8. Валеев Г.Х. Регулятивно-управленческая сущность социальной технологии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 1. С. 14–18.
    9. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальные технологии в управлении: монография. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2014. 396 с.
    10. Матвеев А.А. Трансфер управленческих технологий из бизнеса в управление кадрами государственной гражданской службы // Управленческое консультирование. 2017. №10 (58). С. 101–104.
    11. Морозевич А.Н. Эффективные управленческие кадры – основа государственного управления // Управленческое консультирование. 2013. №10 (58). С. 20–23.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2