ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сущность и современные проблемы государственного управления недвижимым имуществом организаций Российской Федерации

THE NATURE AND CURRENT CHALLENGES OF ORGANIZATIONS'S REAL ESTATE PUBLIC MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION



Н.Р. Камынина
N.R. Kamynina
kamyninan@gmail.com
доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости Московского государственного университета геодезии и картографии, кандидат технических наук
Associate Professor, the Department of Land Law and State Registration of Property, Moscow State University of Geodesy and Cartography, PhD in Technical Sciences
г. Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • государственное управление
  • недвижимое имущество организации
  • механизмы развития государственного сектора экономики
  • инвестиционная активность органов государственного управления
  • кадастровый процесс
  • планово-прогнозные документы
  • Keywords:

  • public management
  • organization's real estate
  • mechanisms of the development of public sector of economy
  • investments activities of public administration bodies
  • cadastre process
  • planning and forecasting documents
  • В статье раскрыто понятие государственного управления недвижимым имуществом организаций с позиции объектов, субъектов, целей и уровней управления. Определены современные проблемы в части технического и организационно-управленческого состояния системы недвижимого имущества РФ и предложены пути их решения для дальнейшего совершенствования государственного управления недвижимым имуществом организаций.

    The article introduces and explains the concept of public management with regard to organization's property management from the standpoint of control objects and control entities as well as from the point of view of managerial objectives and control levels. Key issues and challenges are identified with regard to technical shape along with organizational and managerial state of real estate system in the Russian Federation with possible ways of solving the ones being proposed aimed at further development of organization's real estate public management system.

    Обзор статьи

    Недвижимое имущество организаций (далее – НИО) составляет основу национального богатства любого государства и благосостояния его жителей, в связи с этим экономический рост и устойчивое развитие государства в значительной мере связываются с научно-обоснованным выбором решений по эффективному и результативному распоряжению НИО на всех управленческих уровнях – федеральном, региональном и уровне отдельных организаций. Тем самым НИО выполняет важнейшую социально-экономическую функцию, так как обеспечивает удовлетворение базовой потребности всех без исключения членов общества.
    Под недвижимым имуществом (недвижимостью) согласно ст. 130 ГК РФ понимаются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и некоторые другие объекты. Важной особенностью недвижимого имущества является неразрывная связь с землей, при этом земельные участки также рассматриваются в качестве значимого объекта недвижимости. Основным признаком, отличающим недвижимость от движимого имущества, является обязательная государственная регистрация объектов.
    Управление НИО в соответствии с классической теорией менеджмента должно включать: формирование количественной характеристики и классификации объектов НИО как управляемой системы; распределение полномочий между субъектами управляющей системы; установление стратегических целей и тактических задач управления; определение (измерение) критериев качества и эффективности; формирование функций управления: планирования, контроля, мотивации, принятия и актуализации управленческих решений [19]. Классификация НИО как объекта управления, определяется многими признаками, основными из которых являются: виды недвижимого имущества (земельные участки, объекты капитального строительства и другое), виды собственности (государственная, частная), целевое использование в производстве или потреблении, направления использования (коммерческое, социальное, культура, экология и другие).
    Сущность управления имуществом в самом общем понимании представляет собой целенаправленное воздействие на объекты имущества. Содержание управления недвижимым имуществом можно рассматривать как отдельный вид предпринимательской деятельности и как часть сектора управления экономикой. В научной литературе понятие «управление недвижимым имуществом» в большинстве случаев трактуется в узком отраслевом смысле как перевод объекта недвижимости из начального в заданное состояние лучшим способом в нестабильной внешней и внутренней среде [12]; управленческая деятельность, связанная с недвижимостью и направленная на здания, комплекс зданий, земельные участки и другие объекты, включающая постановку целей и определение задач планирования, организацию, исполнение и контроль за решениями с последующим определением путей их достижения [2; 10] и подобные определения, в основном сводящиеся к эксплуатации недвижимости с целью получения полезного эффекта.
    В широком смысле государственное управление недвижимым имуществом представляет собой важную часть государственного управления социально-экономическим развитием государства как его материальную основу. Государственное управление в целом, по мнению ученых, включает: сознательный, организующий, регулирующий процесс, направленный на упорядочение общественной жизнедеятельности людей и государства в целом [3; 21; 30]; профессиональное нормативно-регламентирующее управление жизнедеятельностью общества и государства в форме общественных услуг [6; 15; 18; 25; 27; 28], т.е. управление, охватывающее все стороны деятельности государства по достижению общественных целей. В отношении развития экономики общее государственное управление формирует государственное управление экономикой, представляющее собой управление со стороны государственных органов, охватывающее экономическую стратегию и политику достижения экономических целей, выработку и соблюдение правил хозяйствования, а также управление государственным сектором экономики [24]. НИО в масштабах государства, как необходимый фактор общественного производства является, соответственно, одним из объектов государственного управления экономикой и образует его самостоятельную часть, включая прямое управление государственным НИО и регулирование недвижимого имущества всех остальных видов собственности.
    Однако исследований по всеобъемлющему осмыслению управления имуществом в государственном масштабе недостаточно. В этом отношении можно выделить труды А.А. Завьялова [13], в которых произведен комплексный анализ всей системы государственного управления недвижимого имущества Российской Федерации как совокупности принципов, механизмов и моделей управления недвижимым имуществом. Вместе с тем, выводы, представленные в данной работе [12], требуют дальнейшего развития в современных условиях.
    Имеется множество работ, раскрывающих некоторые составные элементы всего недвижимого имущества. В частности, в трудах, посвящённых управлению государственным недвижимым имуществом, государственной собственностью [17; 22], исследуются направления развития государственного недвижимого имущества в изменяющихся условиях, определяется его эффективная структура, пути сокращения нерациональных бюджетных расходов; построение механизмов развития государственного сектора экономики; совершенствование учета объектов собственности и подобное. Комплексные подходы к управлению недвижимым имуществом регионов представлены в исследованиях [5; 22; 29], в которых сделаны выводы, связанные с функционированием системы экономического развития земельно-имущественного комплекса территории и нахождением путей его эффективного использования [29], развитием теоретических положений, методологических основ и инструментария управления собственностью на территории региона для обеспечения его экономического роста [5; 22]. Однако в данных работах производится анализ только отдельного направления развития НИО и не содержится анализа комплексной системы государственного управления НИО в целом.
    Учитывая теоретические наработки по данному вопросу, автором уточнено определение государственного управления недвижимым имуществом организаций, которое в широком смысле понимается как целенаправленное воздействие управляющих систем на объекты недвижимого имущества в масштабах государства для достижения результативности и эффективности его создания, использования, сохранения, совершенствования и приумножения на всех уровнях управления, начиная от микроуровня отдельной организации как самостоятельного хозяйствующего субъекта и завершая макроуровнем управления недвижимым имуществом государства в целом, при этом собственник недвижимого имущества проводит прямое управление, а государственные органы осуществляют регулирующие функции.

    Список использованной литературы

    1. Аганбегян А.Г. О мерах по преодолению кризисных процессов в экономике России. М.: Издание Государственной Думы, 2015. 320 с.
    2. Андреева М.В. Экономика недвижимости. Вологда: ВоГТУ, 2009. 119 с.
    3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2010. 525 с.
    4. Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В. Проблемы развития современных российских кадастровых систем в сфере недвижимости // Имущественные отношения в РФ. 2017. № 6 (189). С. 4251.
    5. Гербеева Л.Ю. Методология управления собственностью на территории региона: дис. … д-ра экон. наук. Оренбург, 2015. 377 с.
    6. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с.
    7. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития и интеграции на основе становления шестого технологического уклада // Партнерство цивилизаций. 2013. № 1–2. С. 195–232.
    8. Горбашко Е.А. Повышение качества управления на основе менеджмента качества // Стандарты и качество. 2009. № 3. С. 88–89.
    9. Государственный (национальный) доклад об использовании земель в Российской Федерации за 2015 год / Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. М., 2016.
    10. Грабовый П.Г. Экономика и управление недвижимостью в 2-х частях / под общ. ред. П.Г. Грабового. Ч. 1. Смоленск: Смолин Плюс, 2001. 328 с.
    11. Гринберг Р.С., Городецкий А.Е. Конкурентоспособность национальной экономики и структурные реформы // Сборник «О мерах по преодолению кризисных процессов в экономике России». 2015. С. 108–120.
    12. Гровер Р., Соловьев М.М. Управление недвижимостью. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 372 с.
    13. Завьялов А.А. Формирование системы государственного управления недвижимым имуществом в Российской Федерации (вопросы теории и практики): дис. … д-ра экон. наук. М., 2009. 304 с.
    14. Кожевина О.В. Зарубежная практика использования организационных моделей управления эффективностью в государственном секторе экономики // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-9. С. 2027–2031.
    15. Орлова О.Ю., Леонова Т.И. Формирование ключевых рисков в системе менеджмента качества организации // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 2.
    16. Куганов В.Г., Леонова Т.И., Лях А.В. Оценка качества деятельности государственных органов // Проблемы современной экономики. 2013. № 4 (48). С. 217–219.
    17. Михайленко Д.А. Государственная собственность в экономике: структура и закономерности развития: дис. ... канд. экон. наук. М., 2015. 152 с.
    18. Наумов С.Ю., Осипова И.Н., Подсумкова А.А. Система государственного управления. М.: Форум, 2008. 304 с.
    19. Окрепилов В.В. Экономика качества как универсальный инструмент развития // Экономика качества. 2012. № 1. С. 4–8.
    20. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency/# (дата обращения: 10.04.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2