|
|
|
|
профессор кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
зав. кафедрой информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель наук РФ
доцент кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
|
Professor, the Department of Information Technologies, Saint-Petersburg Universit of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
Head of the Department of Information Technologies, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored Science Worker of the Russian Federation
Senior Lecturer, the Department of Information Technologies, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
цифровая экономика
трансформация университетов
ключевые направления развития цифровой экономики
кадры
образование
университет 3.0
|
Keywords:
digital economy
transformation of universities
key lines of the development of digital economy
staff; education
university 3.0
|
В статье рассматриваются вопросы реализации кадровой политики в образовании в контексте развития цифровой экономики; обосновывается необходимость трансформации российских университетов в направлении «Университет 3.0» и «Университет НТИ»; исследуются ключевые направления реализации инновационной политики в отношении университетов России.
Авторами выявлены проблемы формирования информационного общества, к которым относятся: недостаточное финансирование науки и образования и, как следствие, их низкая научная активность; незаинтересованность бизнеса во внедрении новаций; низкая доля высокотехнологичных отраслей в структуре российской экономики и малое количество инновационных предприятий; не соответствие численности подготовки кадров и содержания образовательных программ нуждам цифровой экономики.
|
The article deals with implementation of personnel policy in education in the context of the development of digital economy. The paper sets out the need for transformation of Russian universities towards "University 3.0" and "University NTI" with the main lines of implementation of innovative policy being examined with regard to Russian universities.
The authors reveal basic challenges of establishing information society which include insufficient funding for science and education, which results in their low academic activities, disinterest on the part of business towards implementation of innovations, low high tech sector rate in the economy structure and small amount of innovative enterprises, mismatch between the quantity of staff training along with the contents of educational programs and digital economy needs.
|
|
|
Обзор статьи
Цифровая экономика базируется на хозяйственной деятельности, где ключевым фактором производства являются данные в цифровой форме, что обеспечивается развитием информационного пространства, информационной инфраструктуры и информационно-коммуникационных технологий.
Основным направлением развития цифровой экономики Российской Федерации на период до 2024 г. являются «кадры и образование» [1], реализация которого предполагает «создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики, совершенствования системы образования в направлении повышения компетентности кадров для цифровой экономики», обеспечивающих использование цифровых технологий для повышения глобальной конкурентоспособности экономики РФ.
Значительное отставание в развитии цифровой экономики России от мировых лидеров (41 место по готовности к цифровой экономике и 38 место по использованию цифровых технологий по оценке всемирного экономического форума «Глобальные информационные технологии» за 2016 г.) объясняется многими причинами, в том числе пробелами нормативной базы для цифровой экономики, недостаточно благоприятной средой для инновационной деятельности и бизнеса, низкой цифровой культурой населения, что и обосновывает необходимость трансформации российской системы образования, университетов в соответствии с требованиями цифровой экономики.
Российский опыт трансформации университетов
Ключевые направления реализации инновационной политики в отношении университетов России:
1. Установление категории национального исследовательского университета (2008 г.).
2. Создание федеральных университетов (2008 г.).
3. Появление возможности создания вузами хозяйственных обществ в целях практического применения R&D (Федеральный закон № 217-ФЗ от 2 августа 2009 г.).
4. Государственная поддержка развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства (Постановление Правительства № 218 от 9 апреля 2010 г.).
5. Ключевые направления реализации инновационной политики в отношении университетов России
6. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в вузах (Постановление Правительства № 219 от 9 апреля 2010 г.).
7. Выделение грантов Правительства Российской Федерации для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах (Постановление Правительства № 220 от 9 апреля 2010 г.).
8. Формирование технологических платформ.
9. Создание крупнейших государственных фондов по финансированию инновационной деятельности (в частности, Российской венчурной компании), крупнейших инновационных центров (в частности, Сколково).
10. Формирование программ инновационного развития компаний с государственным участием.
11. Мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотренное при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях (Указ Президента России от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»).
Развитие ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Проект 5-100. Работа по проекту, рассчитанному на 7 лет, началась в мае 2013 г. в соответствии с положениями Указа № 599 Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Проект «Национальной технологической инициативы». Тем не менее, за редким исключением в нескольких отечественных университетах не произошли пока качественные изменения, формирование критической массы сторонников и единомышленников, что позволило бы изменить систему высшего образования России в целом. В этой связи сегодня значительные надежды возлагаются на потенциал трансформации университетов в рамках проекта «Национальная технологическая инициатива».
Трансформация российских университетов в формат «Университетов 3.0» или «Университетов НТИ» имеет целью формирование на базе университетов- интеграторов (в краткосрочном периоде, до 2018 г.) и инновационных хабов (в долгосрочном периоде, до 2030 г.) для сетей рынков НТИ.
|
Список использованной литературы
1. Программа «Цифровая экономика РФ», утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-Р.
2. Барабанова М.И. [и др.]. Корпоративное управление: вопросы теории, проблемы практики. коллективная монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
3. Трофимов В.В. [и др.]. Единое информационное пространство взаимодействия субъектов научной и инновационной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
4. Трофимов В.В. [и др.]. Информационно-образовательная среда экономического вуза. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018.
|