ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Качество жизни работников предприятий: желаемое и возможное

QUALITY OF LIFE OF BUSINESS EMPLOYEES: DESIRED AND POSSIBLE



С.Г. Михайлов
S.G. Mikhailov
eleonor036@yandex.ru
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • качество жизни
  • благосостояние
  • трудовой коллектив
  • работник
  • поведение
  • ответственность
  • инициативность
  • предприимчивость
  • коммуникации
  • факторы и ограничения
  • Keywords:

  • quality of life
  • well-being
  • staff
  • employee
  • behavior
  • responsibility
  • initiative
  • enterprise
  • communications
  • factors and limitations
  • Актуальность исследования обосновывается сформировавшейся на протяжении многих десятилетий иждивенческой позицией в обеспечении государством и предприятиями народнохозяйственного комплекса качества жизни различных социально-профессиональных и статусных групп работников.
    В статье приводятся теоретический и эмпирический анализ процессов формирования качества жизни работников предприятий, функционирующих как в административно-командной системе управления, так и в управлении системой рыночных отношений в целом. В ходе исследования определен инструментальный подход к преодолению иждивенческих ожиданий и активного включения работников в деятельность по повышению уровня своего благосостояния.

    The relevance of the research lies in the long-established parasitical attitude to expecting the quality of life of various social-professional and status groups of employees to be secured by the state and companies of the national economic complex.
    We present theoretical and empirical analysis of the process of forming the quality of life of business employees making up the administration team and taking part in the management of market relations as a whole. In the research, we determine the instrumental approach to coping with parasitical expectations and to involving the employees in the activity targeted at improving their well-being.

    Обзор статьи

    В последние два десятилетия в среде исследователей феномена качества жизни и практикующих управленцев все чаще встает вопрос о содержании качества жизни работников предприятий, о параметрах оценки и их восприятии как на личностном, так и коллективном уровнях. В экономической и социальной стратегии развития страны обращается внимание на ее целевую направленность: высокий уровень, безопасность и комфортность [2], создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества [1]. По сути, речь идет о политике государства по организации жизнедеятельности различных социальных и социально-профессиональных групп населения. Но если в поселенческом контексте [5] приоритеты качества жизни соотносятся с качеством образования, медицинского обеспечения, качества окружающей среды, питания, транспортного и жилищного обслуживания населения, то качество на уровне конкретного предприятия упускается из виду. Так, в современных условиях в деятельности предприятий делается акцент на наращивании прибыли, росте абсолютных средств, расширяющем диапазон производства, а интересы работников реализуются через выплаты заработной платы, которая, как известно, составляет не более 5,0–7,0% в структуре себестоимости выпускаемой продукции. Данная ситуация наводит на мысль о том, что мы являемся свидетелями формирования эгоистической системы, ориентированной на интересы так называемых бизнес-элит. Заметим, что С. Смит в «Исследованиях о природе и причинах богатства народов» утверждал, что только ручной труд, создающий материальные блага и объективные ценности, по-настоящему продуктивен, и что мудрость государственных мужей состоит в том, чтобы, оставив за индивидом свободу достижения максимального благосостояния, обеспечить каждому из них максимальную безопасность [8]. Приверженцы марбургской и баденской школ развивали идеи экономического благосостояния, проводили мысли о наращивании индивидуального и общественного благосостояния, синтеза свободного и социально-ответственного общества. Говоря об индивидуальном, работники предприятия всегда одинаково и постоянно стремятся посредством своего труда улучшать личное материальное положение. Так, на стадии выбора вектора общественного развития работники предприятий среди ценностных ориентаций в повышении качества жизни отмечали:
    - хорошие возможности для применения своих знаний – 45,3%;
    - высокую заработную плату – 42,0%;
    - хорошие жилищные условия – 38,0%;
    - хорошую организацию труда – 33,7%;
    - творческий труд 31,3% и т.д.
    Этим их ценностные ориентации не ограничивались и вырабатывались условия для роста благосостояния, среди которых:
    - выполнение заданий меньшей численностью – 31,3%;
    - укрепление дисциплины – 25,9%;
    - рост квалификации работников – 18,4%;
    - экономия рабочего времени – 17,0%;
    - повышение культуры производства – 14,9%;
    - обеспечение ритмичности производства – 11,2%;
    - аттестация и рационализация – 17,4%;
    - режим экономии – 9,0%;
    - улучшение условий труда – 8,6%;
    - повышение коэффициента использования оборудования – 8,0%;
    - уменьшение удельного веса ручного труда – 6,0%.
    Ценностные ориентации на рост благосостояния работники связывали с трудовым коллективом предприятия, который представлял собой организованную социально-активную общность людей, объединенных совместной деятельностью посредством единства интересов, целей, воли и взаимной ответственности за результаты труда. В.Х. Беленький в тот временной период достаточно полно раскрыл сущностные характеристики трудового коллектива, в частности: свободное объединение работников, которое базируется на общественной собственности на средства производства. В нем принципиально изменяются отношения между людьми, их деятельность и субъективное состояние. Ликвидируются все формы эксплуатации и дискриминации, цели деятельности приводятся в соответствие с интересами, а в сфере интересов главными становятся тенденции их гармонизации и интеграции. Развивается единство воли коллектива, его звеньев и членов в борьбе за решение установленных в плановом порядке задач, все полнее реализуются его экономические, социальные, политические, культурно-воспитательные функции. Все это достигается в значительной мере благодаря тому, что трудовой коллектив организован не только в производственном и социальном контексте, но и в политическом [3].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 26.05.2004 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru>acts/bank/36353 (дата обращения: 15.12.2017).
    3. Беленький В.Х. Образ жизни трудового коллектива. Красноярск, 1986. С.5.
    4. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 360–361.
    5. Глухов В.В., Окренилов В.В. Управление качества жизни. СПб.: Наука, 2008. 484 с.
    6. Здравомыслов А.Г. Актуальные проблемы совершенствования социалистического образа жизни. М., 1981. С. 19–21.
    7. Потемкин В.К. Профессиональная деятельность. Человек. Личность. Работник. СПб.: Инфо-да, 2009. 239 с.
    8. Реале Дис., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб.: Петрополис, 1997. С. 198.
    9. Человек в экономической системе / под ред. В.К. Потемкина. Л.: ИСЭП АН СССР, 1991. 150 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2