ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Практика оперативно-розыскного противодействия организованной преступности

ORGANIZED CRIME OPERATIVE AND INVESTIGATIVE COUNTERING PRACTICE



А.Г. Ахмедов
А.А. Жидков
A.G. Akhmedov
A.A. Zhidkov
n-uspeh-aaa@yandex.ru
zirprusG@yandex.ru
профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук
старший оперуполномоченный по ОВД ОПБ МВД России
Professor, the Department of Operative and Investigative Activity, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law
senior detective officer, operational search Bureau, Department of Internal Affairs
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • оперативно-розыскное противодействие
  • организованная преступность
  • торговля людьми
  • правоохранительные органы
  • полиция
  • Keywords:

  • operational-search countering
  • organized crime
  • human trafficking
  • law enforcement agencies
  • police
  • В статье рассмотрены современные аспекты практики оперативно-розыскного противодействия организованной преступности. Авторами сделан акцент на многообразии данного социального явления, в связи с чем особое внимание уделено одной из форм организованной преступности – торговле людьми.
    В основу исследования положена проблема информационного дефицита и дезинформации в практике работы оперативных подразделений, что приводит к неэффективности мер оперативно-розыскного противодействия организованной преступности в целом.
    Таким образом, одним из ключевых этапов практической деятельности оперативных подразделений становится разработка комплекса оперативно-розыскных мер по проверке информации о преступлениях, ее дополнительному сбору и применению с целью оптимизации системы противодействия организованной преступности.

    The article describes modern aspects of operative investigative practices of countering organized crime. The authors underline the variety of this social phenomenon focusing on such kind of organized crime as human trafficking in particular. The research is based on the actual problem of information deficit and misinformation the operational units encounter in their activities, which badly affects the overall efficacy of the operational and investigative activities aimed to address organized crime in general. Thus, one of the key stages in the practices of operational units is the development of a set of operational and investigative measures destined to verify information on crimes as well as to ensure additional data collection in order to optimize the system of combating organized crime.

    Обзор статьи

    Основной доминирующей тенденцией в процессе развития современной преступности является рост и усиление влияния организованной преступности, многообразной по своей сущности и конкретным видам специализированной противоправной деятельности. Бесспорно, что правоохранительная система России постоянно совершенствует методы и средства оперативно-розыскного противодействия данного вида преступности: в 2010 году насчитывалось 20,9 тыс. предварительно расследованных поступлений, в 2013 году – 15,9 тыс., а в 2016 году – 11,1 тыс. [4]. Однако проблема повышения эффективности механизма противодействия организованной преступности как уголовно-правового, так и оперативно-розыскного остается актуальной и требует постоянного контроля и поиска все более инновационных решений.
    Организованная преступность являет собой негативное социальное явление, сущность которого заключается в совершении преступной (или непреступной) деятельности для получения, преумножения и легализации преступных доходов, а также это совокупность иерархически построенных организованных преступных формирований, которые используют для достижения своей цели коррупционные связи и обладают наивысшей степенью латентности в результате функционирования собственной системы нейтрализации всех форм социального контроля [10]. Данный вид преступности отличается не только устойчивостью преступных намерений, распределением ролевых функций и совершением тяжких и особо тяжких преступлений, но также имеет тенденцию к вовлечению в преступную деятельность прежде всего молодого поколения, при этом на разных стадиях совершения преступления и с разной степенью задействованности, а также понимания того, что они, молодые люди, вовлечены в преступную деятельность [5]. В связи с тем, что тема оперативно-розыскного противодействия организованной преступности достаточно широка, а также по причине многообразия данного «феномена», данную статью решено было посвятить одному из наиболее циничных и жестоких видов организованной преступности – торговле людьми.
    Мы неслучайно упомянули о молодом поколении: средний возраст членов организованных групп по торговле людьми – 30–34 года [7], а их жертв – 24–25 лет у женщин и 17–24 – у мужчин, треть пострадавших – дети [8]. Невзирая на то, что торговля людьми в соответствии с международными стандартами является грубым нарушением основных прав и свобод человека и гражданина, международные документы требуют рассматривать данный феномен как преступления против личности и как одну из форм организованной транснациональной преступности. В нашей стране общественная опасность данных явлений до последнего времени как таковая не была в сущности оценена. Ответственность за данный вид преступления в Уголовном Кодексе РФ [9] появилась только в 2003 году, и еще пятилетие потребовалось для внесения в ст. 127.1 изменений, частично устанавливающих очевидные для практиков и теоретиков технико-юридические пороки данной нормы и ее противоречие с международными нормативно-правовыми актами [3].
    В настоящее время не существует достоверной статистической информации в области торговли людьми в связи с тем, что большинство из жертв данного вида преступлений никогда не определяются как таковые иммиграционными властями, также данные относительно торговли людьми в большинстве стран собираются достаточно редко. Также одной из ключевых причин можно считать депортацию, угроза которой обычно сдерживает жертв данного вида преступлений, в основном они обращаются к официальным властям, что «скрывает» их от статистики. Однако отсутствие данных по такому феномену не умаляет стремление отечественной правоохранительной системы совершенствовать практику противодействия организованной преступности в России, помимо этого, отсутствие статистики «тормозит» процесс совершенствования оперативно-розыскного противодействия организованной преступности в целом.
    В основу успешной практики оперативно-розыскного противодействия организованной преступности, в том числе в разрезе феномена торговли людьми, должен быть положен эффективно построенный алгоритм действия оперативных сотрудников при выявлении и сокрытии конкретного преступления. Для этого необходимо выделение оперативно-розыскных ситуаций, то есть реальной обстановки, сложившейся в процессе выявления и раскрытия конкретного криминального события, оценка которых важна для принятия решений о выборе сил, методов и средств, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, в частности в области противодействия.
    Оперативно-розыскные ситуации, которые складываются в процессе деятельности оперативных подразделений, по мнению К.В. Васильченко, являются основной в информационно-познавательном и удостоверительном видах оперативных служб при борьбе с различного рода преступлениями [2]. Это утверждение справедливо, так как практика борьбы с организованной преступностью показывает, что поступающая в распоряжение оперативных подразделений первичная информация о совершении тех или иных преступлений часто бывает неконкретной, неверной, искаженной, нередко ошибочной, что обуславливает необходимость проведения комплекса организационных и оперативно-розыскных мероприятий по ее актуализации.
    Таким образом, на первом этапе раскрытия преступлений, связанных с торговлей людьми, наиболее типичными являются следующие оперативно-розыскные ситуации: во-первых, появление заявления от родственников, знакомых, коллег и пр. о внезапном исчезновении человека без явных на то причин; во-вторых, обращение самого потерпевшего или его родственников, друзей, коллег с заявлением о совершении в отношении него деяния, подпадающего под признаки состава преступления, предусмотренного статьей 127.1 Уголовного Кодекса РФ; в-третьих, обладание оперативным сотрудником информацией, полученной оперативным путем, о фактах подготовки или совершения конкретного преступления. С расчетом на данные ситуации и на знание признаков оперативно-розыскной характеристики преступлений, которые связаны с торговлей людьми, подразделения криминальной полиции осуществляют систему первоначальных оперативно-розыскных мероприятий по проверке и разрешению заявлений по существу.

    Список использованной литературы

    1. Ахмедов А.Г., Бозиев Т.О. Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности в вопросах противодействия преступлениям, совершаемым юридическими лицами // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2017. № 1. С. 34–38.
    2. Ахмедов А.Г., Бозиев Т.О. [и др.]. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2008.
    3. Васильченко К.В. Оперативно-розыскные ситуации в противодействии криминальному рейдерству // Вестник ЧелГУ. 2008. № 22. С. 130–136.
    4. Глазкова Л.В., Грудинин Н.С. [и др.]. Преступность в Российской Федерации и московском мегаполисе: состояние и меры противодействия: колл. монография. М., 2015. С. 143.
    5. Корсикова Н.А. Торговля людьми как актуальный подвид организованной преступности // Современная наука. 2011. № 1. С. 30.
    6. Отчет «Выявление реабилитационных и реинтеграционных нужд мужчин, жертв торговли людьми». Подготовлен в 2015 г. для Международной организации по миграции исследовательской организацией SIAR Research&Consulting. Бишкек, 2015. С. 8.
    7. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ. Портал правовой статистики. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 15.01.2018).
    8. Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты: материалы «круглого стола». М.: Издание Государственной Думы, 2014. С. 6.
    9. Рогава И.Г. Криминологическая характеристика торговли людьми // Российский следователь. 2014. № 5. С. 42–45.
    10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&a7date=13.06.1996&a8=63-%D4%C7&bpas=cd00000&a7type=1&a8type=2 (дата обращения: 15.01.2018).
    11. Христюк А.А. Понятие и признаки организованной преступности. Организованная преступная деятельность // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 335. С. 109–112.
    12. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография. М.: Изд. Дом И.И. Шумиловой, 2006. 180 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2