ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Профессиональное самоопределение и профессионализация рабочих современных предприятий

VOCATIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONALIZATION OF WORKERS AT MODERN ENTERPRISES



С.Г. Михайлов
В.К. Потемкин
S.G. Mikhailov
V.K. Potemkin
dekanat205@yandex.ru
eleonor036@yandex.ru
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор
зав. кафедрой управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, Professor
Head of the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, Honored Science Worker of the Russian Federation
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • профессия
  • профессиональное самоопределение
  • профессионализация
  • профессиональные ориентиры
  • работник
  • молодежь
  • ценности
  • квалификация
  • инновации
  • Keywords:

  • profession
  • vocational self-determination
  • professionalization
  • professional goals
  • worker
  • youth
  • values
  • qualification
  • innovations
  • Актуальность исследования обусловлена необходимостью усиления работы по профессиональному самоопределению и профессионализации молодых рабочих на предприятиях народнохозяйственного комплекса страны.
    В статье на основании включенного наблюдения контент-анализа и эмпирических оценок установлены объективно существующие противоречия между потребностью предприятий в профессионально-подготовленных рабочих кадрах для выполнения инновационных работ все возрастающей сложности и самоопределением молодежи в выборе рабочих профессий, их профессионализации, а также пожеланиями и реальными условиями закрепления рабочих в конкретной сфере приложения труда.
    В процессе обобщения фактического материала определены контуры стратегии профессионального самоопределения и профессионализации молодежи на стадиях обучения, приобретения первичных навыков работы и закрепления в производственной структуре предприятий.

    The relevance of the research is determined by the need to intensify the work on vocational self-determination and professionalization of young workers at domestic companies.
    On the basis of participant observation, content analysis and empirical estimator we reveal objective discrepancies between the need of business in skilled workers to implement increasingly more complex innovations and the self-determination of young people concerning the choice of jobs, their professionalization and actual conditions of their integration into certain professional sphere.
    When summarizing the facts we outline the strategy of vocational self-determination and professionalization of the youth at the stages of training, acquiring primary skills and integration into the production structure of the company.

    Обзор статьи

    Среди множества социальных явлений, обуславливающих профессиональное самоопределение молодежи, профессиональные склонности, выбор профессии и соответствующей сферы приложения труда, в последние годы все чаще приходится обращать внимание на содержание профориентационной работы, содержание и условия конкретного вида труда, организационно-трудовой деятельности, сложность профессии и социально-экономический механизм удовлетворения потребностей человека в труде. Как известно, изначально в профессиональном самоопределении молодежи существенное значение приобретает мнение родителей, которые желали бы, чтобы их дети были с высшим образованием (66,0% в 1991 г. и 72,0% в 2017 г.), получили специальность экономиста (43,0% в 1991 г. и 44,0% в 2017 г.), юриста (22,0% в 1991 г. и 24,0% в 2017 г.), военного специалиста (11,0% в 1991 г. и 17,0% в 2017 г.), инженера-конструктора, технолога (8,0% в 1991 г. и 14,0% в 2017 г.). Важным условием для профессионального самоопределения молодежи на протяжении длительного периода времени была профессиональная ориентация в среднем образовательном учреждении – школе, где они знакомились с различными профессиями, проходили трудовое обучение, вырабатывали навыки умственного и физического труда. По оценкам исследователей Академии педагогических наук СССР, более 29,0% школьников познакомились с вопросами экономики и организации производства [10]. Заметим, что в группе родителей, имеющих рабочую профессию, более 40,0% полагали, что их дети могли бы идти работать на предприятия по рабочей профессии. Подобные оценки были характерны для периода, когда работа предприятий, представленных в народнохозяйственном комплексе страны, была устойчивой, а оплата труда работников рабочих профессий была выше абсолютного большинства инженерно-технических работников и сотрудников НИИ и КБ. Сдвиг в профессиональных ориентирах молодежи в последние 25–30 лет стал опытным фактом. Этот период М.И. Воейков и Э.Н. Соболев назвали «торжеством экономической несвободы» [3]. Экономическая несвобода характеризовалась уравниловкой в определении меры и эффективности труда, в ограничении роста благосостояния уровня и качества жизни, что приводило к снижению трудовой мотивации, иждивенчеству и апатии при выполнении функциональных обязанностей. Ограничения штатных работников сферы управления предприятиями привели к тому, что до 60,0% работников с высшим образованием работали не по специальности, полученной в вузе, или переходили трудиться на так называемую «рабочую сетку». Смена профессии сводилась к необходимости иметь постоянный заработок для обеспечения жизнеспособности работника. Деньги, – как писал А. Маршалл, – служат единственным пригодным средством изменения мотивов человеческой деятельности в широких масштабах [6. С. 78].
    Обратим внимание на то обстоятельство, что в законодательстве, регламентирующем деятельность предприятий (1987 и 1990 гг.), были изъяты 2 права работников: участие в выработке решений и контроля. Это касалось не только наемных работников, но и рабочих, имеющих акции предприятия. Неоспоримым фактом стало то, что такие качества личности работников, как инициатива, предприимчивость, ответственность и т.п. уступали ориентациям на увеличение своего дохода. В сложные 90-е годы более 50,0% рабочих «подрабатывали» вне предприятия. В тот период времени только 24,0% выпускников средних школ смогли приобрести ту профессию, на которую были ориентированы в семье, более 40,0% по каким-то причинам сменили профессиональную ориентацию. В таблице приведены данные, характеризующие сопоставления рабочих профессий, которые хотели бы приобрести выпускники средних школ.
    В условиях избытка профессий экономиста, юриста, маркетолога, логиста, бухгалтера, финансиста и т.д. и отсутствия трудоустройства в конкретной сфере приложения труда без какого-либо опыта работы, интерес молодежи к рабочим профессиям постепенно возрастает. Однако если только в Санкт-Петербурге в конце 80-х годов работали 265 ПТУ, готовившие работников более чем по 900 специальностям, то в настоящее время диапазон подготовки сведен к 45–50 специальностям при резком сокращении учебных заведений, ведущих обучение по рабочим специальностям. Но при этом и качество подготовки нельзя назвать удовлетворительным. Так, до 65,0% респондентов отмечают поверхностность предоставления теоретического материала, 52,0% – недостаточность времени для приобретения практических навыков; 48,0% – отсутствие закрепления за конкретным предприятием. Ранее в средних школах с производственным обучением молодежь занимала активную позицию по отношению к своей специальности и своей работе. Ими, в первую очередь, отмечалась необходимость реального участия в выпуске нужной стране продукции (так считал 71,0% опрошенных). Подчеркивалось, что работа учащихся должна приносить государству прибыль, школьное производство не должно быть убыточным (70,0%). Далее старшеклассники считают, что за работу им следует регулярно выплачивать заработную плату (67,0%), необходимо предоставить
    возможность осваивать не одну, а несколько технологических операций (63,0%), должно быть реальное самоуправление, школьники сами могут решать некоторые производственные вопросы (63,0%). Им хотелось бы принимать участие в настоящем трудовом соревновании (62,0), в творческих разработках, рационализаторстве и изобретательстве (58,0%), работать по производственному плану (58,0%), в бригадах (58,0%). При оплате труда, как считают школьники, необходимо было бы учитывать коэффициент трудового участия (56,0%), включать в организацию труда элементы хозрасчета (46,0% опрошенных).

    Список использованной литературы

    1. Армтронг М. Практика управления человеком или ресурсами. 10-е изд. / пер. с англ.; под ред. С.К. Мордвинова. СПб.: Питер, 2009. С. 102.
    2. Васильев О.В., Потемкин В.К. Тарасов А.Ю. Управленческие инновации: исследование, проектирование, социальные результаты. СПб.: Инфо-да, 2013. С. 56.
    3. Воейков М.И., Соболев Э.Н. Экономическое самоотречение человека: мотивы поведения. М.: ИЭ РАН, 1991. С. 5.
    4. Гильдебрандт Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб.: 1860. С. 19.
    5. Компас российского предпринимательства. СПб.: Аура, 1992. С. 36.
    6. Маршал А. Принципы политической экономики. Т. 1. М.: Прогресс, 1983. С. 78.
    7. Михайлов С.Г., Половинкин В.А. Типология личности в профессиональной среде. Православие. СПб.: Ом-Пресс, 2016. С. 62–63.
    8. Потемкин В.К. Организация управления профессиональными компетенциями персонала предприятий // Управление персоналом. СПб.: С-ЗИПК ФНС России, 2013. С. 685–698.
    9. Потемкин В.К., Михайлов С.Г., Половинкин В.А. Молодежь. Общественная среда. Православие. СПб.: Ом-Пресс, 2016. С. 10–12.
    10. Родители в зеркале социологии: что они думают о выборе рабочей профессии своими детьми. Профориентационная работа среди молодежи с учетом социально-экономических факторов. Л.: НИИ профтехобразования, 1991. С. 23.
    11. Tyson S., Fell A. Evaluating the Personal Function. London: Hutchinson, 1986.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2