ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Профессиональное самоопределение и профессионализация рабочих современных предприятий
VOCATIONAL SELF-DETERMINATION AND PROFESSIONALIZATION OF WORKERS AT MODERN ENTERPRISES
С.Г. Михайлов В.К. Потемкин |
|
S.G. Mikhailov V.K. Potemkin |
|
dekanat205@yandex.ru eleonor036@yandex.ru |
|
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор социологических наук, профессор зав. кафедрой управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ |
|
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Sociology, Professor Head of the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, Honored Science Worker of the Russian Federation |
|
г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg St. Petersburg |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Актуальность исследования обусловлена необходимостью усиления работы по профессиональному самоопределению и профессионализации молодых рабочих на предприятиях народнохозяйственного комплекса страны. |
|
The relevance of the research is determined by the need to intensify the work on vocational self-determination and professionalization of young workers at domestic companies. |
|
Обзор статьиСреди множества социальных явлений, обуславливающих профессиональное самоопределение молодежи, профессиональные склонности, выбор профессии и соответствующей сферы приложения труда, в последние годы все чаще приходится обращать внимание на содержание профориентационной работы, содержание и условия конкретного вида труда, организационно-трудовой деятельности, сложность профессии и социально-экономический механизм удовлетворения потребностей человека в труде. Как известно, изначально в профессиональном самоопределении молодежи существенное значение приобретает мнение родителей, которые желали бы, чтобы их дети были с высшим образованием (66,0% в 1991 г. и 72,0% в 2017 г.), получили специальность экономиста (43,0% в 1991 г. и 44,0% в 2017 г.), юриста (22,0% в 1991 г. и 24,0% в 2017 г.), военного специалиста (11,0% в 1991 г. и 17,0% в 2017 г.), инженера-конструктора, технолога (8,0% в 1991 г. и 14,0% в 2017 г.). Важным условием для профессионального самоопределения молодежи на протяжении длительного периода времени была профессиональная ориентация в среднем образовательном учреждении – школе, где они знакомились с различными профессиями, проходили трудовое обучение, вырабатывали навыки умственного и физического труда. По оценкам исследователей Академии педагогических наук СССР, более 29,0% школьников познакомились с вопросами экономики и организации производства [10]. Заметим, что в группе родителей, имеющих рабочую профессию, более 40,0% полагали, что их дети могли бы идти работать на предприятия по рабочей профессии. Подобные оценки были характерны для периода, когда работа предприятий, представленных в народнохозяйственном комплексе страны, была устойчивой, а оплата труда работников рабочих профессий была выше абсолютного большинства инженерно-технических работников и сотрудников НИИ и КБ. Сдвиг в профессиональных ориентирах молодежи в последние 25–30 лет стал опытным фактом. Этот период М.И. Воейков и Э.Н. Соболев назвали «торжеством экономической несвободы» [3]. Экономическая несвобода характеризовалась уравниловкой в определении меры и эффективности труда, в ограничении роста благосостояния уровня и качества жизни, что приводило к снижению трудовой мотивации, иждивенчеству и апатии при выполнении функциональных обязанностей. Ограничения штатных работников сферы управления предприятиями привели к тому, что до 60,0% работников с высшим образованием работали не по специальности, полученной в вузе, или переходили трудиться на так называемую «рабочую сетку». Смена профессии сводилась к необходимости иметь постоянный заработок для обеспечения жизнеспособности работника. Деньги, – как писал А. Маршалл, – служат единственным пригодным средством изменения мотивов человеческой деятельности в широких масштабах [6. С. 78]. |
|
Список использованной литературы1. Армтронг М. Практика управления человеком или ресурсами. 10-е изд. / пер. с англ.; под ред. С.К. Мордвинова. СПб.: Питер, 2009. С. 102. 2. Васильев О.В., Потемкин В.К. Тарасов А.Ю. Управленческие инновации: исследование, проектирование, социальные результаты. СПб.: Инфо-да, 2013. С. 56. 3. Воейков М.И., Соболев Э.Н. Экономическое самоотречение человека: мотивы поведения. М.: ИЭ РАН, 1991. С. 5. 4. Гильдебрандт Б. Политическая экономия настоящего и будущего. СПб.: 1860. С. 19. 5. Компас российского предпринимательства. СПб.: Аура, 1992. С. 36. 6. Маршал А. Принципы политической экономики. Т. 1. М.: Прогресс, 1983. С. 78. 7. Михайлов С.Г., Половинкин В.А. Типология личности в профессиональной среде. Православие. СПб.: Ом-Пресс, 2016. С. 62–63. 8. Потемкин В.К. Организация управления профессиональными компетенциями персонала предприятий // Управление персоналом. СПб.: С-ЗИПК ФНС России, 2013. С. 685–698. 9. Потемкин В.К., Михайлов С.Г., Половинкин В.А. Молодежь. Общественная среда. Православие. СПб.: Ом-Пресс, 2016. С. 10–12. 10. Родители в зеркале социологии: что они думают о выборе рабочей профессии своими детьми. Профориентационная работа среди молодежи с учетом социально-экономических факторов. Л.: НИИ профтехобразования, 1991. С. 23. 11. Tyson S., Fell A. Evaluating the Personal Function. London: Hutchinson, 1986. |