ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Техническая уязвимость как фактор оценки экономической безопасности аэропорта (на примере АО «Аэропорт Южно-Сахалинск»)

TECHNICAL VULNERABILITY AS FACTOR OF ASSESSING ECONOMIC SECURITY OF AIRPORTS (BY THE EXAMPLE OF YUZHNO-SAKHALINSK AIRPORT)



Д.А. Шанькин
D.A. Shankin
deni2703@mail.ru
начальник юридического отдела группы компаний «Хелипорт Москва»
Head of the Legal Department, “Heliport Moscow"
г.Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • экономическая безопасность
  • техническая уязвимость
  • аэропорт
  • коэффициент
  • пороговое значение
  • специализированная техника
  • Keywords:

  • economic security
  • technical vulnerability
  • airport
  • coefficient
  • threshold value
  • special equipment
  • В статье определяется содержание понятия «техническая уязвимость» как важного фактора оценки экономической безопасности и обеспечения стабильности функционирования транспортного предприятия (аэропорта). Предлагается подход к порядку расчета коэффициента технической уязвимости и определяется пороговое значение данного фактора.

    We look at technical vulnerability as one of the factors of assessing economic security and functional stability of a transport company (an airport). We introduce an approach to calculating the coefficient of technical vulnerability and determine the threshold value of the factor in question.

    Обзор статьи

    В последнее время особой актуальностью пользуются вопросы экономической безопасности предприятия. Это обусловлено развитием рыночных отношений и стабилизацией экономики. Собственники компаний хотят, с одной стороны, защитить свой бизнес, а с другой – обеспечить его жизнеспособность и стабильность.
    Вопросы устойчивого развития и защищенности предприятий от различных экономических угроз разрешаются в рамках развития понятия об экономической безопасности организации. Учеными и экспертами были выработаны критерии, по которым оценивается уровень экономической безопасности того или иного предприятия, а также предложены его пороговые значения [3].
    Следует отметить, что практическая значимость вопросов экономической безопасности предприятия повышается с большей детализацией и спецификацией данной категории [4]. В этой связи предлагается рассмотреть один из критериев (факторов) экономической безопасности предприятия, зависящий от технической оснащенности предприятия и обеспечивающий стабильность функционирования и потенциал роста. Предлагаем именовать этот критерий технической уязвимостью предприятия. Для наглядности рассмотрим его на примере транспортного предприятия и данных конкретного аэропорта, взяв для анализа данные АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» [1].
    Одной из основных имущественных составляющих обеспечения производственной деятельности любого транспортного предприятия, и аэропорта в частности, является техника. Она используется для поддержания плоскостных сооружений аэропорта (взлетно-посадочная полоса, перрон, места стоянок и рулежные дорожки) в рабочем состоянии, позволяющем обслуживать воздушные суда [2]. Основными техническими средствами аэропорта являются машины, задействованные в уборке плоскостных сооружений в зимний период от снега и льда, обслуживании пассажиров, обработке багажа и грузов. Для любого аэропорта, и особенно для расположенного в сложных климатических условиях, как рассматриваемый аэропорт г. Южно-Сахалинска и большинство аэропортов России, жизненно важным является наличие необходимой техники и поддержание ее в рабочем состоянии. Оценку потенциальной устойчивости транспортного предприятия с точки зрения его технической оснащенности можно проводить, применяя критерий «техническая уязвимость».
    При оценке уровня устойчивости функционирования предприятия по критерию «техническая уязвимость» предлагается соотнести долю иностранной техники в общем объеме техники предприятия, задействованной в основной хозяйственной деятельности.
    Данный критерий приобрел большую актуальность и значимость в оценке устойчивости работы предприятия после введения целого ряда ограничений на поставку специализированной техники, запасных и расходных частей к ней иностранного производства.
    В целях проведения оценки следует соотносить хоть и укрупненные, но сопоставимые типы техники, задействованной в основной деятельности предприятия. Для аэропорта данным типом техники является техника, используемая в поддержании надлежащего состояния плоскостных сооружений, используемых для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. К таковой относятся: роторный снегоочиститель, вакуумно-уборочная машина (пылесос), тепловая машина (ветродуй), поливомоечная машина, разметочная машина, аэродромная машина (тележка) для измерения и регистрации коэффициента сцепления на ИВПП и др. Как видно, вся эта техника строго специализированная и использоваться нигде помимо аэропорта не может. Это обстоятельство существенно монополизирует рынок производителей. Большинство производителей аэродромной техники – иностранные компании, расположенные в США, Китае, Германии, Италии. Российские и белорусские аналоги импортируемой техники зачастую имеют худшие технические характеристики и надежность в эксплуатации.
    Аналогичная ситуация складывается и у авиакомпаний, эксплуатирующих в подавляющем большинстве пассажирские и грузовые воздушные суда Boeing производства США и Airbus европейского консорциума.
    Такая специфика технического оснащения аэропортов и авиакомпаний России не может не вызывать обеспокоенность в экономической устойчивости и стабильности деятельности как отдельных компаний, так и авиационного сектора в масштабах всей страны.
    Рассмотрим вопросы обеспечения технической стабильности деятельности на примере конкретного предприятия АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» путем оценки критерия технической уязвимости (Кту). Данный показатель следует рассматривать в динамике за последние три года, что даст возможность оценить направление технического вооружения предприятия, а также возможность импортозамещения.
    Оценивать данный критерий следует как отношение объема специализированной техники иностранного производства к общему объему специализированной техники, задействованной в обслуживании аэродрома.

    Список использованной литературы

    1. Полонский Н.С. Аэропорт «Южно-Сахалинск»: динамику развития диктует жизнь // Аэропорт-партнер. 2016. № 5-6. С. 113–114.
    2. Блохин В.И., Белинский И.А. Аэропорты и воздушные трассы. М.: Транспорт, 2015. 160 с.
    3. Богданова Т.В., Капырин А.А., Русинов Р.В. Экономическая безопасность транспортных организаций: научно-методические подходы и практика оценки // Вестник университета. 2013. № 21. С. 32–40.
    4. Капырин А.А. Концептуальные основы экономической безопасности и пути их реализации на предприятиях транспорта: дис. ... канд. экон. наук / Гос. ун-т упр. М., 2008. 163 с.: ил.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2