В последнее время особой актуальностью пользуются вопросы экономической безопасности предприятия. Это обусловлено развитием рыночных отношений и стабилизацией экономики. Собственники компаний хотят, с одной стороны, защитить свой бизнес, а с другой – обеспечить его жизнеспособность и стабильность.
Вопросы устойчивого развития и защищенности предприятий от различных экономических угроз разрешаются в рамках развития понятия об экономической безопасности организации. Учеными и экспертами были выработаны критерии, по которым оценивается уровень экономической безопасности того или иного предприятия, а также предложены его пороговые значения [3].
Следует отметить, что практическая значимость вопросов экономической безопасности предприятия повышается с большей детализацией и спецификацией данной категории [4]. В этой связи предлагается рассмотреть один из критериев (факторов) экономической безопасности предприятия, зависящий от технической оснащенности предприятия и обеспечивающий стабильность функционирования и потенциал роста. Предлагаем именовать этот критерий технической уязвимостью предприятия. Для наглядности рассмотрим его на примере транспортного предприятия и данных конкретного аэропорта, взяв для анализа данные АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» [1].
Одной из основных имущественных составляющих обеспечения производственной деятельности любого транспортного предприятия, и аэропорта в частности, является техника. Она используется для поддержания плоскостных сооружений аэропорта (взлетно-посадочная полоса, перрон, места стоянок и рулежные дорожки) в рабочем состоянии, позволяющем обслуживать воздушные суда [2]. Основными техническими средствами аэропорта являются машины, задействованные в уборке плоскостных сооружений в зимний период от снега и льда, обслуживании пассажиров, обработке багажа и грузов. Для любого аэропорта, и особенно для расположенного в сложных климатических условиях, как рассматриваемый аэропорт г. Южно-Сахалинска и большинство аэропортов России, жизненно важным является наличие необходимой техники и поддержание ее в рабочем состоянии. Оценку потенциальной устойчивости транспортного предприятия с точки зрения его технической оснащенности можно проводить, применяя критерий «техническая уязвимость».
При оценке уровня устойчивости функционирования предприятия по критерию «техническая уязвимость» предлагается соотнести долю иностранной техники в общем объеме техники предприятия, задействованной в основной хозяйственной деятельности.
Данный критерий приобрел большую актуальность и значимость в оценке устойчивости работы предприятия после введения целого ряда ограничений на поставку специализированной техники, запасных и расходных частей к ней иностранного производства.
В целях проведения оценки следует соотносить хоть и укрупненные, но сопоставимые типы техники, задействованной в основной деятельности предприятия. Для аэропорта данным типом техники является техника, используемая в поддержании надлежащего состояния плоскостных сооружений, используемых для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. К таковой относятся: роторный снегоочиститель, вакуумно-уборочная машина (пылесос), тепловая машина (ветродуй), поливомоечная машина, разметочная машина, аэродромная машина (тележка) для измерения и регистрации коэффициента сцепления на ИВПП и др. Как видно, вся эта техника строго специализированная и использоваться нигде помимо аэропорта не может. Это обстоятельство существенно монополизирует рынок производителей. Большинство производителей аэродромной техники – иностранные компании, расположенные в США, Китае, Германии, Италии. Российские и белорусские аналоги импортируемой техники зачастую имеют худшие технические характеристики и надежность в эксплуатации.
Аналогичная ситуация складывается и у авиакомпаний, эксплуатирующих в подавляющем большинстве пассажирские и грузовые воздушные суда Boeing производства США и Airbus европейского консорциума.
Такая специфика технического оснащения аэропортов и авиакомпаний России не может не вызывать обеспокоенность в экономической устойчивости и стабильности деятельности как отдельных компаний, так и авиационного сектора в масштабах всей страны.
Рассмотрим вопросы обеспечения технической стабильности деятельности на примере конкретного предприятия АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» путем оценки критерия технической уязвимости (Кту). Данный показатель следует рассматривать в динамике за последние три года, что даст возможность оценить направление технического вооружения предприятия, а также возможность импортозамещения.
Оценивать данный критерий следует как отношение объема специализированной техники иностранного производства к общему объему специализированной техники, задействованной в обслуживании аэродрома.