|
|
|
|
зав. кафедрой экономики и менеджмента Смольного института РАО, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
докторант ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
|
Head of the Department of Economics and Management, Smolny Institute of Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, professor, member of the Russian Academy of Natural Sciences
doctorate student, St. Petersburg State University of Economics; PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
концепция
интегративность
подход
цикл
контроллинг
режим
бенчмаркинг
план
конкуренция
модель
управление
контрактность
|
Keywords:
concept
integrity
approach
cycle
controlling
mode
benchmarking
plan
competition
model
management
|
В статье рассматриваются ключевые принципы, лежащие в основе управления предпринимательской деятельностью. Характеризуются модели предпринимательства, его принципы и методы. Особое внимание уделено реализации контролирующих процедур в управленческом процессе, а также механизму формирования планово-управленческого цикла.
|
We consider key principles making up the basis of managing entrepreneurial activity. Models of entrepreneurship, its principles and methods are characterized. Special attention is paid to the implementation of controlling in managerial process as well as to the mechanism of developing plan-management cycle.
|
|
|
Обзор статьи
Вектор институциональных преобразований в реальном секторе экономики в России направлен на внедрение принципов предпринимательства в управление предприятиями и организациями различного профиля, видоизменение их хозяйственной деятельности за счет использования особых механизмов эффективного предпринимательства.
Формирование таких механизмов представляет собой серию последовательных действий, началом которой является идентификация собственно предпринимательской концепции (концепции предпринимательства) и ее развитие в соответствии с научной логикой в движении от общего к частному.
Методологический каркас предпринимательской концепции в основном сформирован. Известны принципы предпринимательства, в терминологической практике используются различные трактовки предпринимательства, в ряде исследований представлены попытки организационно-методологического обеспечения процесса реализации предпринимательской концепции. В то же время наблюдается определенный диссонанс между уровнями изученности концептуальных основ предпринимательства и обоснованности практического инструментария, призванного обеспечить качественную трансформацию предприятий или организаций, создать на ее основе структуру предпринимательского типа, адаптированную к реалиям рыночной среды.
Характеризуя инструментарий такого рода, следует отметить что, по сути, он должен стать интегративным. Причем интегративность может быть обеспечена, по крайней мере, двумя направлениями. Во-первых, в систему управления организацией, в число ее функций может быть внедрена отдельная самостоятельная функция управления (ее можно идентифицировать, например, как функцию реализации предпринимательского подхода). В рамках выполнения этой функции можно сконцентрировать виды управленческой деятельности, наиболее ярко отражающие специфику предпринимательства – деятельность по изучению, анализу и прогнозированию спроса; анализу инновационных возможностей организации; анализу конкурентной среды; анализу возможностей для интрапренерства и другие. При этом данная функция не должна подменять собой иные функции управления, но на ее основе можно гармонизировать межфункциональные связи и обеспечить внутреннюю сбалансированность системы управления предпринимательской структурой.
Во-вторых, элементы предпринимательского подхода могут быть внедрены в выполнение известных функций управления организацией, начиная от прогнозирования и планирования и заканчивая контролем. В этом случае каждую из функций следует адаптировать к особенностям предпринимательства, не нарушая их системного единства и последовательности выполнения.
Сопоставляя указанные подходы (которые являются носителями самостоятельных организационно-экономических инструментов) важно отметить, что однозначно расставить приоритеты между ними достаточно сложно. Но с точки зрения обеспечения устойчивости методологической платформы управления, системного единства функций управления представляется предпочтительным следование второму подходу. Это означает, что каждая из известных функций управления, независимо от степени их детализации, может быть подвергнута отдельным уточнениям, и которые должны соответствовать ориентации организации на формирование предпринимательского типа экономического поведения. Идеология предпринимательства в данном случае становится объективной предпосылкой, детерминирующим условием для процесса выполнения той или иной функции управления. Одной из таких функций является функция контроля, которая в соответствии с концепцией эффективного менеджмента преобразуется в функцию контроллинга, повышая при этом свой управленческий статус и переходя из разряда функций тактического управления в разряд функций стратегического управления.
Дабы обосновать необходимость и целесообразность таких функциональных изменений, обратимся к специфике предпринимательства как самостоятельного вида деятельности.
Известно, что деятельность производственных, хозяйственных и иных структур в условиях независимого и самостоятельного их функционирования в условиях рынка характеризуется таким понятием, как бизнес или эквивалентным ему понятием – предпринимательством. Но данное понятие (бизнес или предпринимательство) имеет множество трактовок – расширенных и предметных, общих и детализированных. Если быть предельно краткими, то под предпринимательством следует понимать экономическую деятельность, направленную на извлечение прибыли. В расширенных трактовках предпринимательство идентифицируется как более сложная категория, обладающая особым социально-экономическим механизмом. Суть этого механизма заключается в придании процессу функционирования организации или предприятия таких свойств, как инициативность, активность, инновационная ориентированность, стремление к адаптивному рыночному поведению, обеспечивающему максимально возможную продолжительность жизненного цикла организации, а также устойчивость стратегических ориентиров в сочетании с рыночной мобильностью и другие.
В целом предпринимательство (бизнес) представляет собой деятельность, в рамках которой организация производства продукции или оказание услуг осуществляется субъектами, которым принадлежат факторы производства. Предпринимательство с этой точки зрения всегда связано с организацией экономической деятельности, основанной на индивидуальной частной или акционерной собственности, целеориентированной на получение прибыли.
|
Список использованной литературы
1. Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Ляйдиг Г. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
2. Горбунов А.А. Развитие теории и практики организации взаимодействия властных и предпринимательских структур: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2012.
3. Горбунов А.А. Теоретические и практические проблемы предпринимательской деятельности в промышленности: монография. СПб.: Изд-во МФИН, 2011.
4. Горбунов А.А., Хакимов А. Управление хозяйственными рисками предпринимательской среды сферы услуг: монография. СПб.: Астерион, 2017. 168 с.
5. Песоцкая Е.В., Русецкая О.В., Трофимова Л.А. Менеджмент. М.: Юрайт, 2011.
6. Песоцкий А.А. Безопасность экономического пространства хозяйственного комплекса России: методические основы. СПб.: Изд-во АНО ВПО «МБИ», 2015.
7. Русецкая О.В., Трофимова Л.А., Песоцкая Е.В. Теория организации. М.: Юрайт, 2014.
8. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. СПб.: Геликон Плюс, 2000.
|