ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Правовая регламентация прокурорских проверок: современное состояние и тенденции развития
LEGAL REGULATION OF THE PROSECUTOR'S INSPECTIONS: CURRENT STATE AND TRENDS
М.А. Макаренко |
|
M.A. Makarenko |
|
lawonda@yandex.ru |
|
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук |
|
Senior Lecturer, the Department of Civil Legal Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law |
|
г. Гатчина |
|
Gatchina |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье рассматриваются вопросы правовой регламентации прокурорских проверок с учетом недавних изменений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Отмечаются позитивные тенденции, но при этом автор указывает на ряд недостатков, требующих особого внимания. Прежде всего, это касается отсутствия понятия, поводов и оснований прокурорских проверок. Предлагается введение отраслевых разграничений в производстве проверочных действий. Видится необходимым придание процессуальной формы второму этапу прокурорско-надзорной деятельности, на котором реализуются меры прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности. |
|
The article focuses on the legal regulation of the prosecutor’s inspections in the light of recent amendments to the Federal Law "On the Prosecutor’s Office of the Russian Federation". Quite positive trends are noted however the author at the same time points out some drawbacks requiring special attention. First and foremost it relates to the lack of the conception of prosecutor’s inspections, occasions and grounds for having the ones initiated and conducted. It is suggested to introduce some branch differentiation in the performing of inspection activities. The author considers it necessary to shape into procedural form the second phase of the prosecutor supervision activities which provides for prosecutor's addressing illegality being revealed. |
|
Обзор статьиВ деятельности любого органа контроля (надзора) проверка является основным правовым средством, позволяющим выявлять отступления от должного поведения, выяснять обстоятельства допущенных нарушений, давать им правовую оценку. Ее проведение осуществляется на первом этапе контрольно-надзорного производства, по итогам которого принимается решение об устранении вскрытых нарушений, их причин и условий, восстановлении нарушенных прав и законных интересов, привлечении тех или иных лиц к юридической ответственности. Второй этап направлен на исполнение данных решений. Однако если законом предусмотрен специальный порядок реализации содержащихся в них мер реагирования, то возникают соответствующие виды правовых отношений – уголовно-процессуальные, административно-юрисдикционные, гражданско-процессуальные и т.д. При этом контрольно-надзорные правоотношения, сложившиеся при проведении проверочных мероприятий, могут сохраняться в тех случаях, когда уполномоченному органу необходимо задействовать собственные ресурсы для полноценного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей по контролю (надзору). |
|
Список использованной литературы1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366. 2. Федеральный закон от 7 марта 2017 г. № 27 «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 11. Ст. 1536. 3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249. 4. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435. 5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2017 г. № 172 «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // Законность. 2017. № 7. 6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (в ред. от 21 июня 2016 г.) // Законность. 2008. № 3. 7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 декабря 2016 г. № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2017. № 3. 8. Письмо Генеральной прокуратуры РФ от 21 апреля 2017 г. № 76/2-288-2017 // Информационно-правовая система «Гарант». 9. Амирбеков К.И. К вопросу о подмене органами прокуратуры иных государственных органов // Законность. 2015. № 9. С. 40-42. 10. Ломовский В.Д. Прокурорская проверка исполнения законов. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1993. 75 с. 11. Макаренко М.А. Юридическая сущность и содержание прокурорско-надзорных правоотношений: монография. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2012. 256 с. 12. Методика и тактика проведения прокурорской проверки / под ред. О.Н. Коршуновой. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. 240 с. |