ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Существующие проблемы структурирования кодифицированных нормативных правовых актов Российской Федерации и пути их решения

EXISTING PROBLEMS OF STRUCTURING CODIFIED NORMATIVE INSTRUMENTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND METHODS OF SOLVING WHEREOF



А.Е. Арсиенков
A.E. Arsienkov
mare-liberum@list.ru
доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of Constitutional and International Law, Saint-Petersburg Institute (Branch), The All-Russian State University of Justice, RLA of the Ministry of Justice of Russia, PhD in Law, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • проблема структурирования
  • кодифицированные нормативные правовые акты России
  • абзацы
  • части
  • пункты
  • подпункты
  • ссылка на статью
  • корреляция
  • анализ
  • Keywords:

  • the problem of structuring
  • codified normative instruments of the Russian Federation
  • paragraphs
  • parts
  • clause
  • sub-clause
  • reference to the article
  • correlation
  • analysis
  • Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью приведения существующих в правовой системе Российской Федерации кодифицированных нормативных правовых актов к единой структуре, обеспечивающей удобство использования правоприменителями и исключающей ошибки при подготовке документов правового характера.
    В статье использованы следующие методы исследования: формально-юридический, метод анализа и синтеза. Автор статьи выявляет существующие проблемы в построении кодифицированных нормативных правовых актов России, указывает на конкретные нестыковки в текстах кодексов РФ и формулирует предложения по совершенствованию законодательства России.

    The relevance of the present research is based on the need for adjusting actual codified normative instruments existing in the legal system of the Russian Federation to a single structure which would ensure its usability by law enforcement bodies and which would prevent from making mistakes in the course of working out legal documents.
    The following research methods have been used in the article: technical method, method of analysis and syntheses. The author therewith reveals existing problems in working out codified normative instruments in the Russian Federation, points out disagreements in the texts of Russian Codes and proposes way of further development Russian legislation.

    Обзор статьи

    Использование нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе кодифицированных, в случаях:
    - подготовки исковых заявлений в суд, отзывов и возражений на исковые заявления;
    - обжалования судебных постановлений;
    - подготовки документов правового характера в условиях взаимодействия с контрагентами, органами власти и некоторых иных случаях требует правильно обозначить то место в акте законодательства, на которое осуществляется ссылка.
    Описанные выше действия не вызывают затруднений, когда осуществляется ссылка на конкретную статью нормативного правового акта. Однако в ряде случаев статья может иметь значительный объем, состоять из ряда разделов и большого числа предложений, при этом становится необходимой ссылка на конкретный участок кодифицированного нормативного правового акта, который находится внутри статьи.
    Именно поэтому возникает вопрос: как обозначить конкретную единицу текста, например, абзац (который в обычном, не юридическом тексте, как правило, обозначается красной строкой без дополнительной идентификации, а в текстах кодифицированных нормативных правовых актов помимо красной строки может обозначаться красной строкой с цифрой или скобкой, красной строкой с буквой русского алфавита и иными способами) так, чтобы нужное место было однозначно и правильно идентифицировано судьей, следователем, участниками судебного процесса, иными лицами?
    Анализ следующих кодифицированных нормативных правовых актов Российской Федерации: Арбитражного процессуального кодекса РФ [1], Бюджетного кодекса РФ [2], Водного кодекса РФ [3], Воздушного кодекса РФ [4], Градостроительного кодекса РФ [5], Гражданского кодекса РФ [6], Гражданского процессуального кодекса РФ [7], Жилищного кодекса РФ [8], Земельного кодекса РФ [9], Кодекса административного судопроизводства [10], Кодекса внутреннего водного транспорта РФ [11], Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ [12], Кодекса торгового мореплавания РФ [13], Налогового кодекса РФ [14], Лесного кодекса РФ [15], Семейного кодекса РФ [16], Таможенного кодекса Таможенного союза [17], Трудового кодекса РФ [18], Уголовного кодекса РФ [19], Уголовно-исполнительного кодекса РФ [20], Уголовно-процессуального кодекса РФ [21] показывает, что какая-либо последовательность или система в построении кодифицированных нормативных правовых актов в настоящее время отсутствует. В каждом конкретном кодифицированном нормативном правовом акте имеется собственная, почти не коррелирующая с другими кодифицированными нормативными правовыми актами, система обозначений частей текста, которые именуются собственно частями, абзацами, пунктами, подпунктами. Небольшая система прослеживается лишь при анализе кодифицированных нормативных правовых актов уголовного блока. Можно предположить, что эта кажущаяся система связана с тем, что проекты кодифицированных нормативных правовых актов уголовного блока готовились одной и той же группой разработчиков. В Семейном кодексе РФ, например, разработчики посчитали возможным для себя схожие участки текста вообще назвать по-разному: красные строки везде по тексту – это абзацы, а в 52 статье Семейного кодекса РФ, отсылающей соответственно к 51 статье этого же документа, красная строка именуется частью.
    Таким образом, на исходе почти 25-летнего отрезка времени (с 1994 г. – даты принятия первой части Гражданского кодекса РФ), когда началось коренное реформирование правовой системы современной России, мы сталкиваемся с тем, что все без исключения кодифицированные нормативные правовые акты, постоянно подвергающиеся правовым изменениям и дополнениям, требуют еще и серьезной технической корректуры.
    В настоящий же момент для того, чтобы создателя юридического документа поняли иные лица, придется пользоваться приводимой ниже таблицей либо каждой раз уточнять в тексте конкретного кодифицированного нормативного правового акта, как правильно называется та или иная его часть.
    В качестве пути решения обозначенной проблемы видится необходимость приведения всех кодифицированных нормативных правовых актов Российской Федерации к единому образцу, возможно, на примере кодифицированных нормативных правовых актов уголовного блока. Сделать это можно постепенно при осуществлении работы по юридической перестройке правовых норм в рамках непрекращающегося совершенствования законодательства России в соответствии с меняющимися потребностями общества.

    Список использованной литературы

    1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. 29 июля. № 30. Ст. 3012 (первоначальный текст документа).
    2. Бюджетный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1998. 3 августа. № 31. Ст. 3823 (первоначальный текст документа).
    3. Водный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2006. 5 июня. № 23. Ст. 2381 (первоначальный текст документа).
    4. Воздушный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1997. 24 марта. № 12. Ст. 1383 (первоначальный текст документа).
    5. Градостроительный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2005. 3 января. № 1 (часть 1). Ст. 16 (первоначальный текст документа).
    6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 // Собрание законодательства РФ. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301 (первоначальный текст документа).
    7. Гражданский процессуальный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. 18 ноября. № 46. Ст. 4532 (первоначальный текст документа).
    8. Жилищный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2005. 3 января. № 1 (часть 1). Ст. 14 (первоначальный текст документа).
    9. Земельный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2001. 29 октября. № 44. Ст. 4147 (первоначальный текст документа).
    10. Кодекс административного судопроизводства // Собрание законодательства РФ. 2015. 9 марта. № 10. Ст. 1391 (первоначальный текст документа).
    11. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ // Собрание законодательства РФ. 2001. 12 марта. № 11. Ст. 1001 (первоначальный текст документа).
    12. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ // Собрание законодательства РФ. 2001. 7 января. № 1 (ч. 1). Ст. 1 (первоначальный текст документа).
    13. Кодекс торгового мореплавания РФ // Собрание законодательства РФ. 1999. 3 мая. № 18. Ст. 2207 (первоначальный текст документа).
    14. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 // Собрание законодательства РФ. 1998. 3 августа. № 31. Ст. 3824 (первоначальный текст документа).
    15. Лесной кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2006. 11 декабря. № 50. Ст. 5278 (первоначальный текст документа).
    16. Семейный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. 1 января. № 1. Ст. 16 (первоначальный текст документа).
    17. Таможенный кодекс Таможенного союза // Собрание законодательства РФ. 2010. 13 декабря. № 50. Ст. 6615 (первоначальный текст документа).
    18. Трудовой кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. 7 января. № 1 (ч. 1). Ст. 3 (первоначальный текст документа).
    19. Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1996. 17 июня. № 25. Ст. 2954 (первоначальный текст документа).
    20. Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 1997. 13 января. № 2. Ст. 198 (первоначальный текст документа).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2