ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Концепция взаимодействия инвестиций, инноваций и интеграции в региональной системе профессионального образования («Концепция трех И») в условиях технологической модернизации производства и перехода на цифровую экономику
CONCEPT OF INTERACTION OF INVESTMENT, INNOVATION AND INTEGRATION IN REGIONAL PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM (3I CONCEPT) UNDER TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF PRODUCTION AND TRANSITION TO DIGITAL ECONOMY
В.Р. Ковалев Г.И. Лукин С.В. Тарасов |
|
V.R. Kovalev G.I. Lukin S.V. Tarasov |
|
mail@gief.ru laborator@rambler.ru office_edu@lenreg.ru |
|
ректор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор научный руководитель лаборатории социально-экономических проблем профессионального образования и занятости населения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАО председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, доктор педагогических наук, профессор |
|
Rector of the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor scientific supervisor, the Laboratory of Social and Economic Problems of Professional Education and Employment, St. Petersburg University of Economics, Doctor of Economics, professor, corresponding member of the Academy of Sciences of Russia Head of Committee of General and Vocational Education of Leningrad Region, Doctor of Pedagogics, professor; St. Petersburg |
|
г. Гатчина г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург |
|
Gatchina St. Petersburg St. Petersburg |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В статье определяется экономическая сущность и особенности взаимодействия инвестиций, инноваций и интеграции в региональной системе профессионального образования (РСПО) в условиях технологической модернизации производства и программного перехода общества на цифровую экономику. На этой основе определены принципы и модели взаимодействия этих базовых экономических категорий для устойчивого и опережающего развития региональной системы профессионального образования и выдвинуты три базовые концептуальные положения для реализации их взаимодействия в общественно-хозяйственной практике РСПО как гаранта адаптации трудоспособного населения к технологическим нововведениям и цифровой экономике. |
|
We determine the economic essence and specific characteristics of interaction of investment, innovation and integration in the regional system of professional education under technological modernization of production and programmed transition to digital economy. It makes the basis for distinguishing principles and interaction models of the three key economic categories in question for sustainable and advanced development of the regional system of professional education. Three basic concepts to implement their interaction in social and economic practice of the regional system of professional education as guarantor of adaptation of able-bodied population to technological novelties and digital economy are introduced. |
|
Обзор статьиПереход России на цифровую экономику напрямую коснется такой важнейшей сферы жизни общества, как отечественная система профессионального образования. Переход на цифровую экономику, а также использование искусственного интеллекта, роботизация многих ручных технологий в производстве и управлении вызовет взрывную потребность не только в переподготовке занятых и высвобождаемых работников, поступающих на региональные рынки труда, но и всего населения, включая пенсионеров, поскольку цифровые технологии затронут фактически все жизненные сферы общения людей: ЖКХ, банковскую систему, властные структуры управления вплоть до замены денежных знаков их цифровыми носителями (цифровые деньги). К сожалению, в принятой федеральным Правительством программе «Цифровая экономика» на период до 2025 года не определены риски ее реализации для населения и расчетная потребность в его профессиональном обучении и переобучении для современной адаптации к цифровой экономике. Все это вызывает опасность разделения всего трудоспособного населения, включая его третий возраст, уже к 2025 году на две неравноправные категории: владеющих «цифрой» и не владеющих этим инструментом даже на уровне непрофессионального пользователя «Интернет» и бытовыми информационно-коммуникационными технологиями. Здесь следует отметить, что в системе образования уже в конце прошлого века началось активное освоение IТ и реализация программных средств (ПС) в общеобразовательной и профессиональной школе. Представители подрастающего поколения, попадая на региональные рынка труда, в настоящее время должны быть адаптированы к работе в условиях цифровой экономики (ЦЭ), однако без гарантии трудоустройства по имеющимся на производстве действующим и вновь возникающим профессиям. |
|
Список использованной литературы1. Авербух Р.Н., Ковалев В.Р., Лукин Г.И., Тарасов С.В. Становление и развитие интегрированного научно-образовательного комплекса в регионе: теория и практика: монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. С.В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2016. 194 с. 2. Ананеион И. Финансовые проблемы экономической науки. М.: ИЭ РАН, 2009. 3. Бурдяк А., Логинов Д., Малева Т., Полякова А. Текущие тенденции в социальном развитии (по результатам регулярного мониторинга ИНСАП РАНХиГС). 2017. Июнь. URL: http://www.ranepa.ru/images/insap/monitoring-may.pdf (дата обращения: 05.08.2017). 4. Золотарева А. Риски нового этапа реформы системы бюджетных учреждений // Экономическое развитие России. 2017. Т. 24. № 4. С. 7. 5. Freeman R. Edward. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984. 6. GAAP.RU: [сайт]. URL: http://www.gaap.ru (дата обращения: 05.08.2017). |