ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Архитектурный подход к образовательному процессу подготовки менеджеров в экономическом университете

ARCHITECTURAL APPROACH TO EDUCATIONAL PROCESS IN TRAINING MANAGERS IN UNIVERSITY OF ECONOMICS



М.И. Барабанова
О.П. Ильина
M.I. Barabanova
O.P. Il'ina
dekanat205@yandex.ru
ilop@mail.ru
доцент кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
профессор кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of Informatics, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
Professor, the Department of Informatics, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • архитектурный подход
  • бизнес (промышленность)
  • власть
  • университет
  • образовательные структуры
  • образовательный процесс
  • управление организацией
  • Keywords:

  • architectural approach
  • business (industry)
  • power
  • university
  • educational institutions
  • educational process
  • organization management
  • В статье рассматривается архитектурный подход как инструмент управления университетом, который вносит новые формы его стратегического развития. Актуальность исследования обосновывается возрастающим интересом к использованию данного подхода к организации процесса обучения в университетах, и в частности, подготовки менеджеров для коммерческих и некоммерческих организаций. Архитектурный подход нацелен на большую согласованность требований ФГОС ВО и работодателей и адекватность содержания университетского образования требованиям современной экономики, науки и общественной жизни. Также архитектурный подход нацелен на обеспечение гибкости образовательного процесса по отношению к требованиям, предъявляемым со стороны.

    The article considers architectural approach as an instrument of University management which provides new forms of its strategic development. The relevance of the research is justified by increased interest to implementation of this approach to education process in universities, in particular training managers for commercial and non commercial companies. Architectural approach is targeted on high level consistency of Federal State Educational Standards of High Education requirements and the ones of employers as well as on adequacy of the university educational content and its compliance with the requirements of modern economy, science and public life. The architectural approach is also aimed at ensuring flexibility of educational process with regard to the outside requirements.

    Обзор статьи

    Для сложных систем, к которым относится УНИВЕРСИТЕТ, применимы понятия, принципы и процедуры архитектурного представления для решения проблем проектирования, модернизации системы обучения и ее инфраструктуры – образовательной, технологической, информационной. Стандарт ГОСТ Р 57100 определил термин «архитектура» (architecture) как «совокупность основных понятий или свойств системы в окружающей среде, воплощенной в ее элементах, отношениях и конкретных принципах ее проекта и развития». Процесс разработки архитектурного описания – архитектуризация (architecting), основан на «понимании, определении, выражении, документировании, взаимодействии, соответствующей сертификации при реализации, сопровождении и улучшении архитектуры в жизненном цикле системы» [1].
    Контекст описания архитектуры систем и организаций представлен на рисунке в нотации UML (Unified Modeling Language) [3], описание включает архитектурные представления заинтересованных лиц, модели, содержащие архитектурные элементы и их связи (отношения). Архитектурный язык описания Archimate [7] позволяет выполнить многоуровневое архитектурное описание:
    1) архитектура бизнес-системы (бизнес-модель),
    2) архитектура информационной системы – приложений (прикладных программ) и данных,
    3) архитектура технологий (ИТ-инфраструктуры, системного программного обеспечения).
    Выделяют активные (субъект), поведенческие (деятельность) и пассивные (объект, на который направлено поведение) элементы архитектурного представления. Активные элементы инициируют поведение пассивных элементов; они могут «сотрудничать» (collaboration) между собой для изменения коллективного поведения – «взаимодействия» (interaction). Связи элементов модели представляют свойства системы, различают: структурные (Structural) связи элементов для статичной конструкции, зависимости (Dependency) между элементами, динамические (Dynamic) связи, отражающие поведенческих зависимости элементов.
    Архитектуру как сложное и масштабное образование целесообразно декомпозировать на отдельные части или уровни представления [7]. Слой Business
    Layer содержит ряд архитектурных моделей, характеризующих бизнес-сферу и внешнее окружение, оказывающее влияние на результативность деятельности. Активными элементами бизнес-слоя являются бизнес-акторы и стейкхолдеры, функциональные роли, управляющие бизнес-процессами, бизнес-функциями, событиями, активизирующими поведенческие элементы. В результате экономической деятельности создаются бизнес-сервисы (Business Services), обладающие ценностью для внешних потребителей (Value). Поясняется смысловое содержание элементов моделей (Meaning), для поведенческих элементов определено местоположение (Location) и каналы доступа (Interface). На бизнес-уровне рассматриваются мотивационные модели стейкхолдеров, драйверы (Driver) и их оценочные показатели (Assessment), формулируемые стратегические и тактические цели и задачи (Goal), перечень стандартов и принципов (Principle), ограничений (Constraint). Бизнес-стратегии системы определяют направленность действий (Course of action), возрастание возможностей (Capability), использование различного вида ресурсов для этого (Resource). Элементы модели для удобства описания группируются (Grouping). Бизнес-слой формулирует требования – Requirement к сервисам слоя приложений, данных – Application Layer & Data или ИТ-инфраструктуры.
    Слой Application Layer & Data описывает приложения – прикладные программы, реализующие функции/процессы обработки информации в соответствии с требованиями бизнес-слоя, запуск которых обусловлен предопределенными событиями. Приложения состоят из компонентов, для доступа к которым используются программные (API) и пользовательские (UGI) интерфейсы. Компоненты обладают автономностью, могут работать в составе различных приложений. Частный случай программных компонентов – web-сервисы. Приложения используют объекты данных – базы данных, документы, модели и т.п., которые имеют различную логическую и физическую структуру и организацию. Этот слой выступает в качестве провайдера информационных технологий для поддержки бизнес-процессов и бизнес-функций, требованиям к ИТ в мотивационных моделях стейкхолдеров бизнес-слоя.
    Technology Layer – слой технологий, который является провайдером для слоя Application Layer & Data, предоставляет технологические сервисы ИТ-инфраструктуры. Активные элементы данного слоя – узлы (Node), входящие в состав компьютерной сети, связаны с устройствами (Device), которые обеспечивают выполнение процедур обработки, и системным программным обеспечением (System Software). Компьютерные сети имеют топологию и архитектуру построения, системное программное обеспечение используется как программная платформа приложений, в том числе выполняя функции программного обеспечения среднего уровня (Middleware) или корпоративной шины предприятия (Enterprise Service Bus). Доступом к устройствам или системному программному обеспечению служат технологические интерфейсы.
    Архитектура сервисного стиля – Service-Oriented Architecture (SOA) позволяет интегрировать различные сервисы, «архитектурный стиль, который поддерживает ориентированность на сервисы – логическое представление воспроизводимой бизнес-операции, имеющее заданный результат. Сервис представляется «черным ящиком» для потребителей сервиса» [2]. Слой верхнего иерархического уровня задает требования (Requirements) к качеству, количеству и характеристикам сервисов, которые предоставляет нижний слой. Для оценки SOA используется модель завершенности интеграции сервисов OSIMM по каждому направлению интеграции:
    1. Организация в целом, анализ бизнес-модели, политики, бизнес-правил, организационной, процессной и функциональной структуры и пр. при переходе на более высокий уровень завершенности сервисов.
    2. Руководство и организация процессом проектирования SOA, создание системы менеджмента сервисов, согласования возможностей ИТ-сервисов с потребностями бизнеса.
    3. Методы и процессы трансформации ИТ и бизнеса: управление требованиями, выбор методов оценки завершенности; управление процессами обеспечения качества и др.
    4. Свойства приложений (стиль программирования, структура приложений, функциональная декомпозиция, возможность повторного использования приложений, гибкость, надежность и расширяемость, доступность объектных моделей и т.п.).
    5. Архитектура системы (состав и структура компонентов SOA, методы, стандарты и политики архитектуры, уровень внедрения веб-сервисов, соответствие требованиям SOA и др.).
    6. Информация системы (способ структурирования информация, модели и методы доступа к корпоративным данным, характеристики данных, возможности сервисов и процессов для обработки данных и др.).
    7. Инфраструктура и менеджмент сервисов, платформы их интеграции.

    Список использованной литературы

    1. ГОСТ Р 57100-2016/ISO/IEC/IEEE 42010:2011 «Системная и программная инженерия. Описание архитектуры». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 16680-2015 «Информационные технологии. Модель завершенности интеграции сервисов консорциума Open Group (OSIMM)» // StandartGOST.ru: [сайт]. URL: http://www.StandartGost.ru (дата обращения: 04.06.2017).
    3. ГОСТ ИСО/МЭК 19501:2005 «Информационные технологии. Открытая распределительная обработка. Унифицированный язык моделирования (UML). Версия 1.4.2» // Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»: [сайт]. URL: http://www.gostinfo.ru/catalog/Details/?id=3883661 (дата обращения: 04.06.2017).
    4. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Барабанова М.И., Кияев В.И. Информационные технологии: открытые системы, сети, безопасность в системах и сетях / М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов», каф. информатики. СПб., 2010.
    6. Остервальдер А., Пинье И. Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challengers. М.: Альпина Паблишер, 2016. 288 с.
    7. The Open Group Architecture Framework (TOGAF): [сайт]. URL: http://pubs.opengroup.org/architecture/togaf9-doc/arch/ (дата обращения: 04.06.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2