ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методические положения по совершенствованию государственного регулирования развития транспортного комплекса

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF IMPROVING STATE REGULATION OF TRANSPORT SECTOR



И.Г. Ткачев
I.G. Tkachev
nac-ek@mail.ru
аспирант кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
a PhD student, the Department of National Economics and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • транспортный комплекс
  • государственное регулирование
  • методы государственного регулирования
  • системный подход
  • оптимизация налогообложения
  • грузоперевозки
  • Keywords:

  • transport branch (sector)
  • state regulation
  • method of state regulation
  • systems approach
  • tax optimization
  • freight traffic
  • В статье обобщены методические положения по совершенствованию государственного регулирования транспортного комплекса, конкретизированы объекты, субъекты, общие цели государственного регулирования транспортного комплекса. Приведена обобщенная классификация методов государственного регулирования транспортного комплекса, включающая в себя 31 метод; изложен принципиальный алгоритм совершенствования государственного регулирования функционирования и развития транспортного комплекса, включающий десять блоков; конкретизирован каждый из блоков этого алгоритма; изложен алгоритм выбора и обоснования методов государственного регулирования функционирования и развития транспортного комплекса.

    The article summarizes methodological principles dealing with the development of state regulation of transport sector with objects and subjects along with general objectives of state regulation of transport sector being specified. The paper provides a summarized classification of the methods of state regulation, including thirty one methods; sets forth a principled algorithm of the improvement of state regulation of both performance and development of transport branch, including ten blocs with each of the blocs being elaborated on; presents an algorithm of choosing between and justifying methods of state regulation of the transport sector performance and development.

    Обзор статьи

    Государственное регулирование функционирования и развития транспортного комплекса (ТК) осуществляется посредством различных форм и методов. При этом соотношение форм и методов государственного регулирования в целом и транспортного комплекса в частности являются диалектически относительными и взаимодействующими. В специальной литературе по проблемам государственного регулирования отраслей и комплексов традиционно выделяют две основные группы методов – экономические и организационно-правовые методы регулирования. При этом каждая из групп подразделяется в соответствии с внутренним единством на более частные методы.
    Для транспортного комплекса объектом государственного регулирования может быть как: 1) транспортный комплекс страны в целом, так и его: 2) отдельные отрасли – виды транспорта, 3) элементы (подвижной состав и его технико-технологические характеристики), 4) параметры деятельности (тарифы, инвестиционная деятельность), а также: 4) межотраслевые и 5) межхозяйственные связи, 6) новые организационные формы; 7) инновационные технологии, что определяет, с одной стороны, сложность разработки комплекса регулирующих мер, а с другой стороны, позволяет синтезировать наиболее эффективные методы, позволяющие сгладить отдельные противоречия в функционировании и/или развитии транспортного комплекса.
    Для транспортного комплекса в качестве субъектов регулирования выступают: 1) органы власти и управления как на федеральном, так и на региональном уровне; 2) Банк России как мегарегулятор финансового рынка; 3) саморегулирующие организации, обобщающие особенности деловой практики в сфере доставки грузов с учетом отраслевых и региональных особенностей транспортного комплекса.
    Цели регулирования могут быть классифицированы по времени воздействия мер государственного регулирования на: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, по целевой установке: обеспечение развития ТК, обеспечение стабильного функционирования ТК.
    При исследовании методов государственного регулирования транспортного комплекса необходимо, таким образом, учитывать: 1) субъекты регулирования; 2) объекты регулирования; 3) цели регулирования. Такой подход позволяет, с одной стороны, конкретизировать особенности методов государственного регулирования применительно к транспортному комплексу с одной стороны, а с другой – определить границы применения конкретных методов государственного регулирования.
    Традиционно к экономическим методам государственного регулирования относят: методы развития рыночной среды; методы регулирования спроса; методы поддержки инвестиций; к организационно-правовым методам относят: законодательные, нормативные, организационные методы. Проведенный анализ подходов к выделению методов государственного регулирования экономики позволил конкретизировать основные методы государственного регулирования применительно к транспортному комплексу (см. таблицу).
    Каждый метод государственного регулирования имеет свою значимость, приоритетность, границы использования в зависимости от принятой модели государственного регулирования, целей и задач государственного развития, внешних и внутренних факторов, определяющих необходимость, целесообразность и эффективность использования того или иного метода государственного регулирования, либо их совокупности.
    Необходимо отметить, что в России создана и развивается организационная и нормативно-правовая база государственного регулирования функционирования и развития транспортного комплекса, особенно в сфере транспортной безопасности [1]; широко используется программно-целевой метод государственного регулирования развития транспортного комплекса: разработаны Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [2], Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» [3], в наличии значительное количество научных работ разных лет, посвященных проблемам государственного регулирования транспортного комплекса и его отдельных отраслей на основе реализации системного подхода, в которых исследована проблематика государственного регулирования транспортного комплекса как на федеральном, так и на региональном уровне и разработаны предложения по его совершенствованию [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11 и др.], но при этом в них не уделено достаточного внимания вопросам обоснования выбора конкретных методов государственного регулирования.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О транспортной безопасности в Российской Федерации» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» от 05.12.2001 г. № 848. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Распоряжение Правительства РФ «О Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» от 22.11.2008 г. № 1734-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Белозеров В.Л., Ефанов А.Н., Зайцев А.А. [и др.]. Экономика транспорта: управление в рыночных условиях: монография / под ред. О.В. Белого. СПб.: Наука, 2014. – 204 с.
    5. Галабурда В.Г. Единая транспортная система. М.: Транспорт, 1996. 295 с.
    6. Гончарук О.В. Управление транспортом: Вопросы теории и практики: монография. СПб.: Наука, 1994. 219 с.
    7. Громов H.H., Персианов В.А., Усков Н.С. Менеджмент на транспорте. М.: Академия, 2003. 528 с.
    8. Гукетлев Ю.Х. Региональный транспортный комплекс: формирование и развитие рыночных систем регулирования. Майкоп: МГТУ, 2006. 168 с.
    9. Жуков В.А. Транспортный комплекс региона: системно-стратегическое управление: дис. … канд. экон. наук / ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС). Ростов-на-Дону, 2010. 144 с.
    10. Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте: монография. М.: Транспорт, 1986. 240 с.
    11. Локтев А.А. Совершенствование механизма государственного регулирования развития транспортного комплекса: дис. … канд. экон. наук / ФГОУ ВПО Волжская государственная академия водного транспорта. Нижний Новгород, 2006. 158 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2