ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Обоснование выбора стратегий на этапах жизненного цикла продукта

SUBSTANTIATION OF CHOICE OF STRATEGY AT PRODUCT LIFE CYCLE STAGES



А.А. Фомин
A.A. Fomin
fomass@rambler.ru
ассистент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета
assistant, the Department of Economics and Management of Enterprises and Production Complexes, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • жизненный цикл продукции
  • системы управленческого учета
  • себестоимость продукции
  • Target Costing
  • Standard Costing
  • Kaizen Costing
  • Keywords:

  • product life cycle
  • systems of management accounting
  • production cost
  • Target Costing
  • Standard Costing
  • Kaizen Costing
  • В статье обосновывается возможность применения современных систем управления себестоимостью продукции в соответствии с этапами жизненного цикла, определены преимущества систем управления себестоимостью в целях повышения эффективности производства в целом. Автором рассмотрен жизненный цикл продукта, товара, выявлены основные стратегии хозяйствующего субъекта и проведено обоснование выбора стратегий на этапах жизненного цикла продукта.

    We prove the possibility to apply the modern system of managing the production cost in accordance with product life cycle stages and determine the advantages of production cost management systems to increase the effectiveness of the production as a whole. We consider the product life cycle, reveal the main strategies of an economic entity and substantiate the choice of strategies at various stages of product life cycle.

    Обзор статьи

    Время зарождения экономических циклов, которые известны также под названием волн, относится к началу XIX в., когда Н.Д. Кондратьев впервые упоминает о них в докладе «Большие циклы конъюнктуры», делая вывод о том, что волнообразные движения представляют собой процесс отклонения от состояния равновесия, к которому стремится капиталистическая экономика. Равновесие можно классифицировать (согласно исследованиям Н.Д. Кондратьева) следующим образом:
    - первый вид – равновесие «первого порядка», существующее между рыночным спросом и предложением, где, между тем, могут быть краткосрочные отклонения длительностью 3–3,5 года, приходящиеся на циклы товарных запасов;
    - второй вид – равновесие «второго порядка», когда наличествует процесс межотраслевого перелива капитала, поскольку происходит формирование цен в процессе производства продукта и активное вложение финансовых средств в основной капитал (отклонения могут быть средней продолжительности);
    - третий вид – равновесие «третьего порядка», в основном касающееся «основных капитальных благ», при этом запасы «основных капитальных благ» должны находиться, по утверждению Н.Д. Кондратьева, в равновесии со всеми так называемыми факторами производства, которые являются определяющими и должны соответствовать отраслевой структуре производства, сырьевой базе и источникам энергии и ценам на них, уровню занятости населения, уровню развития общественных институтов и ряду других параметров.
    Как известно, жизненный цикл имеет этапы, последовательность которых постоянна, но при этом динамика наступления каждого этапа и продолжительность изменений в течение этапа носят вероятностный характер. Поскольку в общем случае жизненный цикл отражает закон перехода количества в качество, когда следующий за предыдущим параметры цикла проходят процессы своего развития и достигают максимума концентрации – наступает момент качественного изменения. Основу развития и составляет новое качество, которое имеет место при смене цикла.
    В рамках задач, поставленных нами в статье, нам представляется необходимым истолковать такие взаимоопределяющие категории, как жизненный цикл товара и жизненный цикл продукта. Согласно определению Т. Левита, данному им в 1965 г., жизненный цикл товара представляет собой последовательность стадий, или этапов – зарождение, выведение (выход) товара на рынок, рост (подъем, стабилизация), насыщение рынка, спад или уход с рынка.
    Жизненный цикл товара – это время его пребывания на рынке, начиная с момента его появления до снятия с производства, при этом срок пребывания товара на рынке ограничен, хотя и не предсказуем (в некоторых случаях), как, например, кока-кола, появившаяся в 1886 году. Кроме того, между отдельными фазами или стадиями просматривается определенная последовательность, и, наконец, каждая стадия требует понимания ее специфических черт, дабы вовремя предпринять соответствующие действия или набор действий (стратегий) с целью удержания товара на рынке и продления потребительского спроса на него.
    Продукт становится товаром в том случае, когда он представляется рынку, тем не менее, его появление сопровождается определенной организационной подготовкой, не всегда разработкой, как инновационных товаров (разработкой может быть освоение технологии его производства, выпуска новых модификаций и ряд других). В этом случае мы имеем дело с жизненным циклом продуктов (см. рис. 1).

    Не вдаваясь в описание характеристики каждого этапа жизненного цикла товара, которые хорошо известны, отметим, что, управляя его жизненным циклом, хозяйствующий субъект непременно сталкивается с необходимостью принятия управленческих решений по такому перечню проблем, как:
    ● сокращение продолжительности этапов или стадий жизненного цикла;
    ● разработка новых продуктов в условиях сложившегося технического уровня производства (состояние внутренней среды) и выведение их на рынок;
    ● поддержание спроса на продукт на каждом этапе и его стимулирование;
    ● анализ состояния рынка на каждом этапе жизненного цикла;
    ● исследование степени лояльности продуктам и ряд других.
    Предсказать (в силу воздействия множества, как внешних, так и внутренних факторов) продолжительность каждого этапа и, тем более время пребывания товара на рынке не всегда возможно. Как известно, есть товары, которые производятся (даже не видоизменяясь) в течение многих, иногда более сотни лет, как, например, Coca-Cola, но, в большинстве случаев – жизненный цикл – это некий законченный период времени пребывания товара на рынке, финалом которого является полный удовлетворенный спрос на него.

    Список использованной литературы

    1. Владымцев Н.В. Экономические аспекты формирования концептуальных основ управления затратами // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 14 (119). С. 23–24.
    2. Глазов М.М., Черникова С.Ю. Управление затратами: новые подходы: монография. СПб.: Изд-во РГГМУ, 2009. 169 с.
    3. Коновалова Г.И. Управление затратами по критерию себестоимости // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 77–79.
    4. Imai M. Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success // MacGraw-Hill. New York, 1986. Р. 57.
    5. Kaizen Costing and Value Analysis, IFS White Paper, October, 2001.
    6. Porter M. Competitive strategy, Free Press, New York, 1980.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2