ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Малый инновационный бизнес как связующий элемент рыночного механизма

SMALL INNOVATION BUSINESS AS BINDING ELEMENT OF MARKET MECHANISM



Э.Н. Семенова
E.N. Semenova
en-sem@mail.ru
доцент кафедры экономики и стратегического менеджмента Санкт-Петербургского Национального Исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Economics and Strategic Management, St. Petersburg ITMO University, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • инновация
  • малый бизнес
  • инновационное предпринимательство
  • конкурентоспособность
  • государственное регулирование
  • налоги
  • трансферт
  • Keywords:

  • innovation
  • small business
  • innovation entrepreneurship
  • competitiveness
  • state regulation
  • taxes
  • transfer
  • В статье рассматривается малое предпринимательство как субъект инновационной деятельности и важнейший фактор устойчивого развития национальной экономики. Обосновывается, что малые инновационные предприятия должны осваивать и внедрять новые продукты и технологии, повышать наукоёмкость и конкурентоспособность производства. Проанализирована динамика и особенности развития малого инновационного предпринимательства в России, а также действующая система государственной поддержки малого бизнеса в России и зарубежный опыт.

    We consider small business as the subject of innovation and the key factor of sustainable development of national economy. We substantiate the point that small innovation businesses must assimilate and introduce new products and technologies, increase the science linkage and competitiveness of the production. We analyze the dynamics and characteristics of small innovation entrepreneurship development in Russia as well as the current system of small business state support in our country and the foreign experience in the sphere in question.

    Обзор статьи

    Основной составляющей успешной деятельности современных предприятий различных организационно-правовых форм выступает инновационное предпринимательство – особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, освоение новых видов продукции (товаров, услуг, технологий), эффективно реализуемых на внутреннем и внешнем рынках. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового или совершенствованию существующего проекта, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность [2]. Инновационный бизнес сложен, целенаправлен, интегрирует различные сферы предпринимательской деятельности и требует слаженной работы всех его участников.
    Общемировой тенденцией в условиях смешанной системы хозяйствования является сочетание рыночного механизма с государственным регулированием бизнеса, в том числе малого, роль которого значительно возрастает. Малое инновационное предпринимательство обеспечивает развитие конкурентоспособной инновационной экономики, трансферт знаний и технологий, способствует рациональному использованию ресурсов и решению социально-экономических проблем.
    В зарубежных странах поддержка малого инновационного предпринимательства как ведущего сектора национальной экономики и связующего элемента рыночной системы является важнейшей стратегической задачей экономической политики. Большая часть научно-технического потенциала в развитых странах сосредоточена в крупных компаниях, находящихся в тесном сотрудничестве с малыми предприятиями, на которых внедряется до 90% новых технологий. В общем объеме продукции крупных американских компаний на долю новой продукции приходится только 10%, продукции с небольшими инновациями – 20% и 70% на модифицированную.
    В странах ЕС, США и в Японии на долю малых и средних предприятий приходится от 50 до 80% общей численности занятых в экономике; от 50 до 65% – в производстве ВВП; в промышленном экспорте стран доля ЕС составляет – 70%, Японии и США – 50%. В Германии малые и средние фирмы оперативно реализуют инновации, в том числе технологические, и в части финансирования они имеют наиболее высокую долю расходов на НИОКР (6,1%) [3].
    В качестве основных методов государственного стимулирования инновационной деятельности малого бизнеса в развитых странах выделяют: предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов; создание специализированных структур, ведающих делами малого бизнеса; реализацию государственных программ консультационного, финансового, технологического, внешнеэкономического, информационного содействия малым предприятиям; включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции; предоставление в пользование на льготных условиях государственного имущества и др.
    В странах Восточной Европы сокращение государственного финансирования научных разработок привело к созданию исследовательских инновационных структур в форме малых государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий.
    Система государственной поддержки малого предпринимательства в России начала формироваться с 90-х годов и базируется на нормах национального законодательства, реализуется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. Нормативно-правовые акты регулируют вопросы признания, создания и введения инноваций, инновационных предприятий дают прогноз развития инновационной активности.
    По итогам 2016 года было зарегистрировано рекордное значение показателя, характеризующего количество людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями в нашей стране, – 6,3% взрослого трудоспособного населения, или 5,7 млн россиян. По показателю ранней предпринимательской активности Россия опередила Италию (4,4%), Германию (4,6%), Испанию (5,2%), Францию (5,3%) и Грецию (5,7%) [6].
    По данным статистики, на сегодня в России зарегистрировано 5671909 предприятий малого и среднего бизнеса с выручкой до 2 млрд руб.
    Правительством РФ поставлена задача к 2020 году увеличить долю инновационного малого бизнеса в общем объеме малых предприятий до 10%, которая на сегодня, по разным оценкам, составляет 1,5–3% .
    В последние годы в России происходит отделение трудовых коллективов вузов, НИИ и НОЦ в самостоятельные организации, целью которых является внедрение научных разработок в производство. Такие фирмы являются основными представителями малого инновационного бизнеса в России. Они создаются, как правило, на основе трудовых кадров лабораторий и используют арендуемое у вуза или НОЦа имущество (помещения и оборудование). Малые инновационные предприятия в России в настоящее время действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями. Основной целью малого инновационного предприятия является получение прибыли. В настоящее время не все предприятия готовы к внедрению результатов инновационной деятельности из-за дороговизны стоимости нового оборудования, материалов, увеличения затрат на зарплату новым квалифицированным кадрам, они идут по пути уменьшения себестоимости продукции за счет снижения ее качества, а это зачастую приводит к снижению спроса на выпускаемую продукцию [1].

    Список использованной литературы

    1. Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов: [сайт]. URL: http://www.innoros.ru/publications/articles/15/mekhanizm-formirovaniya-malykh-innovatsionnykh-predpriyatii-na-baze-nauchno (дата обращения: 04.04.2017).
    2. Инновационное предпринимательство / под ред. В.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. М.: Юрайт, 2015. 523 с.
    3. Предпринимательство в 2017 году: Дело за малым // Информационно-аналитический проект: [сайт]. URL: http://dailymoneyexpert.ru/how-to-make/2017/01/20/chto-budet-s-malym-biznesom-v-2017-godu-14626.html#ixzz4dRkFUrvO (дата обращения: 02.04.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2