ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Инновационные технологии ревеню-менеджмента в международном бизнесе по аренде автомобилей

INNOVATION TECHNIQUES OF REVENUE MANAGEMENT IN INTERNATIONAL CAR RENTAL BUSINESS



К.Б. Костин
K.B. Kostin
kost_kos@mail.ru
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of World Economy and International Economic Relations, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • международный бизнес
  • ревеню-менеджмент
  • инновационные технологии
  • аренда автомобилей
  • авто-прокат
  • индустрия аренды автомобилей
  • Keywords:

  • international business
  • revenue management
  • innovation technologies
  • car rent
  • car hire
  • car rental industry
  • В статье рассмотрены вопросы повышения доходности и конкурентоспособности международных компаний по аренде автомобилей на основании инновационных технологий ревеню-менеджмента. Определены и раскрыты три первостепенные функции международного бизнеса, которые необходимо учитывать транснациональным компаниям по прокату машин при создании систем ревеню-менеджмента: управление мощностями, ценообразование и контроль резервирования. Предложено использование концепции неограниченного спроса для формирования оптимальных прогнозных данных с помощью систем ревеню-менеджмента.

    We examine the issues of increasing profitability and competitiveness of international car rental companies based on the application of innovation techniques of revenue management. Three crucial functions of international business namely capacity management, pricing and reservation control are determined; international car rental companies have to take them into account when designing their revenue management systems. We suggest using the concept of unlimited demand to make optimal forecasts based on revenue management systems.

    Обзор статьи

    В современных достаточно жестких условиях ведения бизнеса на сложившемся мировом рынке только комплексное внедрение технологии ревеню-менеджмента может обеспечить международному предприятию значительные преимущества над конкурентами и возможность дальнейшего устойчивого развития [1; 2; 3; 4]. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты и практический опыт внедрения технологий ревеню-менеджмента глобальными компаниями в сфере аренды автомобилей и сформулированы рекомендации по использованию технологий ревеню-менеджмента в этой области. Среди факторов, влияющих на успешность и доходность международного бизнеса, применение инновационных технологий занимает особое место. Мировой рынок аренды автомобилей в 2015 был оценен в 72,74 млрд долларов США, и, по прогнозам международных экспертов, средний рост этого сегмента мировой экономики составит, по меньшей мере, 5,6% ежегодно в ближайшие пять лет [8].
    В начале 1980-х годов мировая отрасль аренды автомобилей была в упадке. Низкая доходность в ряде стран, например, в США, компенсировалась налоговыми льготами. Когда эти льготы были отменены, и без того низкая доходность привела к снижению прибыли. Производители автомобилей выкупили почти все компании по аренде автомобилей. Автопроизводители делали упор на максимальное использование субсидий с целью наращивания избыточного производства, а не на оптимизацию доходности. Избыточное производство на рынке привело к установлению низких цен. Компании по-прежнему использовали стратегию низких цен во время периодов низкого спроса. В начале 90-х экономические условия и изменения в лучшую сторону в дизайне и качестве увеличили спрос на произведенные в США автомобили. Производители резко увеличили тарифы своих компаний по аренде автомобилей. Такого рода резкие изменения на рынке в сочетании с тем фактом, что индустрия аренды автомобилей отставала в применении инновационных технологий, повергло индустрию аренды автомобилей в еще больший кризис. Большинство указанных компаний находилось в сильной зависимости от корпоративных клиентов. Они заключали договоры на фиксированных условиях с компаниями, которые нуждались в услугах по аренде автомобилей в силу специфики своего бизнеса. При этом максимальная величина спроса на аренду автомобилей, как правило, достигала своих пиковых значений в середине недели [5]. Корпоративные клиенты, которые обычно выезжали в командировки именно в эти дни, расплачивались в соответствии со стандартным корпоративным тарифом. Это приводило к большому избытку парка транспортных средств, простаивающему в выходные. Индустрия аренды автомобилей позволяла достаточно чувствительным к цене розничным потребителям бронировать автомобили без предоплаты или же на условиях предоплаты, но без штрафных санкций в случае неявки или отмены заказа. Такая политика приводила к тому, что процент неявок превышал 50% бронирований. В этом была основная проблема отрасли, которой для извлечения прибыли необходимо поддерживать высокий коэффициент загрузки мощностей при оптимальных для покупателя условиях аренды.
    В качестве примера можно привести международную компанию по аренде автомобилей National Car Rental, которая в своей операционной деятельности использовала три устаревшие системы: транспортную информационную систему (Vehicle Information System – VIS), точно отслеживающую процесс выполнения действий в автопарке, систему бронирования (Reservation System – RES), которая использовалась для бронирования и экспресс систему (Expressway System NES), которая обеспечивала быстрый интерфейс аренды (рис. 1).
    При этом ценообразование было неавтоматизированным и занимало очень много времени. Изменения цен производились в системе тарифов компании (National`s rate system) и затем вручную заносились в компьютеризированные системы бронирования (computerized reservation systems – CRS) авиалиний, выступавших в качестве одного из основных каналов продаж. Установление цены было коллективной ответственностью, но при этом никто не нес персональной ответственности за установление цен на местах. Доступный парк авто в CRS контролировался менеджерами на местах с помощью системы, которая давала им рекомендации, направленные на увеличение или же ограничение предложения. Не существовало никаких систем прогнозирования спроса ни на местном, ни на корпоративном уровне. Подобная же ситуация наблюдалась во многих крупных компаниях по аренде автомобилей. Можно выделить две основные проблемы использования такой модели управления: (1) вследствие негибкости ценовой политики компании лишали себя большого количества потенциальных клиентов, несмотря на то, что у них в наличии находились свободные автомашины, отвечающие требованиям клиентов; (2) некоторые конкуренты повышали свои цены для некорпоративных клиентов с приближением дня аренды, в то время как цены указанных компаний (в частности National Car Rental) оставались постоянными. Именно на этом этапе целесообразно было внедрение систем ревеню-менеджмента.

    Список использованной литературы

    1. Багров Н.М., Плотников В.А. Количественные показатели развития российского бизнеса (статистический обзор) // Известия СПбГЭУ. 2016. № 3(98). С. 154–162.
    2. Костин К.Б. Инновационные стратегии управления бизнесом в сфере туризма: монография. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 186 с.
    3. Костин К.Б. Методология развития инструментария маркетинга и оценки эффективности предпринимательства в сфере туризма: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2016. 337 с.
    4. Костин К.Б. Ревеню-менеджмент как основа успешного развития индустрии туризма // Российское предпринимательство. 2012. № 11(209). C. 151–156.
    5. Carroll W.J., Grimes R.C. Evolutionary change in product management: Experiences in the car rental industry // Interfaces. 1995. Vol. 25. №. 5. С. 84–104.
    6. Geraghty M.K., Johnson E. Revenue management save natural car rental // Interfaces. 1997. Vol. 27. № 1. C. 107–127.
    7. Weatherford L.R., Bodily S.E. A taxonomy and research overview of perishable-asset revenue management: yield management, overbooking, and pricing //Operations Research. 1992. Vol. 40. №. 5. С. 831–844.
    8. Market Research Report. Car Rental Market Analysis By Vehicle Type (Luxury Cars, Executive Cars, Economy Cars, SUVs, MUVs), By Application (Local Usage, Airport Transport, Outstation) And Segment Forecasts To 2024. URL: http://www.grandviewresearch.com/industry-analysis/car-rental-market-analysis-market (дата обращения: 20.02.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2