ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Культурно-образовательный и событийный туризм в системе международной торговли услугами

CULTURAL-EDUCATIONAL AND EVENT TOURISM IN INTERNATIONAL SERVICE TRADE SYSTEM



М.Г. Воронцова
А.В. Кучумов
M.G. Vorontzova
A.V. Kuchumov
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
профессор кафедры менеджмента и экономики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
professor, the Department of Management and Economics, St. Petersburg State Institute of Culture, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Entrepreneurship in Tourism, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • туризм
  • туристский комплекс
  • туристские объекты
  • услуга
  • культурно-познавательный туризм
  • событийный туризм
  • дестинация
  • Keywords:

  • tourism
  • tourist complex
  • tourist objects
  • service
  • cultural-educational tourism
  • event tourism
  • destination
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что культурно-образовательный и событийный туризм в системе международной торговли услугами затрагивает все сектора экономики в большинстве стран мира и вносит значимые изменения не только в их экономическое развитие, но и в развитие сферы туризма в частности.
    В статье рассмотрена реализация экспортной стратегии культурной сферы в ключе развития культурно-познавательного и событийного туризма в рамках укрепления взаимодействия между учреждениями культуры и туристскими организациями.
    Туризм представляет собой сложную систему мероприятий и услуг, которые имеют многочисленные взаимосвязи с экономическими, экологическими и социальными секторами. Устойчивое развитие туризма задействует сложную сеть организаций, составляющих межотраслевой туристский комплекс.
    Международные туристские обмены являются неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности государств и их международных отношений. Развитие туризма за рубежом, активное и регулярное участие в деятельности различных международных организаций показало необходимость возникновения, формирования и совершенствования различных национальных и региональных форм организации туризма.

    The fact that cultural-educational and event tourism in the international service trade system covers all economic sectors in most countries and has a considerable impact both on the development of their economy and tourist sector determines the relevance of our research.
    We consider the implementation of the export strategy of the sphere of culture seen as the development of cultural-educational and event tourism to strengthen the cooperation between cultural institutions and tourist organizations.
    Tourism is perceived as a complicated system of events and services having numerous links with economic, environmental and social sectors. Sustainable development of tourism involves a complex network of organizations making up the inter-industrial tourist complex.
    International tourist exchanges are an integral part of foreign economic activity of countries and their international relations. Global development of tourism, active and regular participation in various international organizations proves the need to create and improve different national and regional tourist organizations.

    Обзор статьи

    Туризм представляет собой сложную систему мероприятий и услуг, которые имеют многочисленные взаимосвязи с другими экономическими, экологическими и социальными секторами. Устойчивое развитие туризма задействует сложную сеть организаций, составляющих межотраслевой туристский комплекс.
    Общее число международных прибытий в 2020 году достигнет 1,6 млрд. Ежедневные туристские расходы, не принимая в расчет авиаперевозки, увеличиваются до 5 миллиардов долларов в день. По прогнозу ЮНВТО, ожидается бурное развитие выездного туризма. Основными странами, откуда туристы совершают самое большое чисто путешествий, являются Германия, Япония, США, Китай, Великобритания, Россия.
    Ожидаемый рост спроса на путешествия уже повлиял на стремительное развитие туристских центров в развитых странах, осознавших необходимость создания национальных парков, заповедников, озеленения территорий отелей и курортов. В то же время недопустимо использование земли, непригодной с экологической точки зрения, в туристских целях. К примеру, запрещено размещать туристские объекты по соседству с опасными производствами, синтезирующими химические вещества.
    Согласно данным ЮНВТО, количество иностранных туристов в 2015 году повысилось до 1245 млн человек. Ожидаются серьезные изменения в спросе у многих поставщиков в туристской сфере.
    Туристская деятельность развивается на различных территориях, начиная с места, где живут потенциальные клиенты, путешествующие в другие страны или регионы, заканчивая территориями, на которые туристы возвращаются. Разработка туристского продукта включает в себя не только производство и предоставление услуг, но в первую очередь, разработку концепции туристского продукта, его брендинг. Туристские компании должны предоставлять потенциальным туристам информацию о турпродуктах, обеспечивать удовлетворенность клиента на всем протяжении маршрута.
    Развитие туризма базируется на трех основополагающих направлениях – экономическом, экологическом и социальном. Поэтому деятельность, направленная на развитие туризма, должна учитывать последствия этого развития по всем возможным сферам воздействия как положительные, так и отрицательные.
    Культурные ценности и природная составляющая занимают высокую позицию в развитии туризма. К примеру, области, обладающие малыми культурными или природными ценностями, имеют малый потенциал к развитию туризма на их территории. Развитие туризма в этих областях имеет мало конкурентных преимуществ.
    Национальный парк Оуланка в Финляндии является ярким примером дестинации с уникальными природными ресурсами. Это широко известный парк, привлекающий большое количество посетителей. Благодаря нетронутой природе и живописному пейзажу тысячи людей продолжают приезжать туда.
    С каждым годом увеличивается важность окружающей среды в качестве базы для туризма. Согласно прогнозу ЮНВТО, общественный интерес в решении экологических проблем должен подняться на новый уровень к 2020 году. Пожары и смог в Юго-Восточной Азии, увеличение мировых запасов неподходящей питьевой воды и другие. Для удачного развития туризма необходимо сохранить и приумножить природные ресурсы. Состояние окружающей среды играет значительную роль в развитии индустрии туризма.
    Туризм – это та область экономической активности, где создаются условия для экспорта услуг всех секторов, участвующих в создании туристского продукта. В связи с этим культурный туризм создает дополнительные возможности для обслуживания экспорта услуг культурных организаций, работающих с туристами из других стран.
    На рынке культурного туризма число предложений зачастую растет быстрее, чем количество заинтересованных туристов. Поэтому существует реальный шанс неудачных предложений даже в этом постоянно расширяющемся секторе, если все аспекты развития не продуманы тщательно.
    В последнее время резко возросли заказы билетов в театры и музеи по Интернету, в том числе иностранными туристами. Так как Интернет-технологии обеспечивают трансграничную торговлю, можно предвидеть, что в ближайшие годы она станет доминирующей формой международной торговли услугами.
    Международная торговля услугами предусматривает потребление культурных ценностей многочисленными зарубежными туристами. Любая форма посещений иностранцами культурных учреждений представляет собой различные формы импортных услуг.
    Самая распространенная форма экспорта услуг основана на привлечении физических лиц к предоставлению услуг за рубежом.
    Например, приглашение звезд мирового уровня в рамках международных фестивалей. Они, конечно, создают дополнительную аттрактивность для иностранных туристов, которые составляют значительную часть аудитории таких фестивалей.
    Экспортная стратегия включает в себя разработку специализированных культурных продуктов, предназначенных для отдельных категорий туристов или модернизации стандартизированных продуктов с целью создания оптимальных условий потребления таких продуктов для туристов. В качестве примеров можно указать театр «синтетического искусства» в Праге, полностью сосредоточенный на иностранных туристах. Еще одним примером является использование многочисленными музеями многоязычных аудиогидов, создание компьютерных информационных систем на нескольких языках и другая подобная деятельность. Можно отметить, что специализированные продукты культурного туризма созданы в рамках событийного туризма, когда фестивали, карнавалы сосредоточены на привлечении значительных потока туристов.

    Список использованной литературы

    1. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме. М.: Академия, 2010. С. 304.
    2. Баумгартен Л.В. Управление качеством в туризме. Практикум. М.: КНОРУС, 2008. С. 174.
    3. Буйленко В.Ф. Туризм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. С. 130.
    4. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М.: Советский спорт, 2003. С. 86.
    5. Ефимова О.П., Ефимова Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов. М.: Новое знание, 2011.
    6. Котлер Ф., Асплунд Е., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб.: Изд. Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге, 2005. С. 126.
    7. Маслова Е.В., Широкова Г.В. Управление туристской фирмой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. С. 138.
    8. Покровский Н.Е. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Университетская книга: Логос, 2008. С. 78.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2