ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Разработка инструментария повышения результативности медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ

DEVELOPMENT OF TOOLS TO IMPROVE EFFICIENCY OF MEDICAL SERVICES IN HEALTH CARE SPHERE IN RUSSIAN FEDERATION



И.Е. Рыбальченко
О.М. Куликова
I.Ye. Rybalchenko
O.M. Kulikova
atnatn11@list.ru
aaaaa11@rambler.ru
доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации», доктор экономических наук, доцент
доцент кафедры управления качеством и производственными системами ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», кандидат технических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Public Health and Health Care with a course of postgraduate education, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Doctor of Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Quality and Production Systems Management, Siberian State Automobile and Highway University, PhD in Engineering, associate professor
г. Астрахань
г. Омск
Astrakhan
Omsk

Ключевые слова:

  • сфера здравоохранения РФ
  • медицинские услуги
  • классификация медицинского персонала и пациентов
  • имитационное моделирование
  • агентный подход
  • Keywords:

  • health carein the Russian Federation
  • medical services
  • classification of medical personnel and patients
  • simulation modeling
  • agent-based approach
  • Цель исследования, представленного в статье, разработать совокупность инструментов для решения задачи повышения результативности оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения. Методы исследования: концептуальное моделирование, рефлексивный анализ, агентное и дискретно-событийное моделирование. Результаты исследования: 1) разработана классификация медицинского персонала на основе показателей, задающих уровень компетентностного соответствия врачей и среднего медицинского персонала нормативным значениям и уровень их профессиональной коммуникации с пациентами; 2) разработана классификация пациентов, определяющая состояние их здоровья и отношение к своему здоровью; 3) на основании данных классификаций создана концептуальная модель вариантов перехода пациентов по классам в рамках оказания им медицинских услуг, позволяющая оценить результативность данного вида услуг и влияние медицинского персонала на процессы первичной, вторичной профилактики в сфере отечественного здравоохранения.

    The research is aimed at developing a set of tools to solve the problem of increasing efficiency of medical services in domestic healthcare. We apply such research methods as conceptual modeling, reflective analysis, agent-based and discrete-event simulation. The results of the study are the following: 1) a classification of medical staff based on a range of indicators that specify the level of competence conformity of doctors and nurses to normative values and their level of professional communication with patients is developed; 2) a classification of patients specifying their state of health and their attitude towards their health is introduced; 3) a conceptual model of patients’ transition in accordance with the classes of health care services they receive is suggested, the model in question enables us to assess the efficiency of medical services and the impact of medical staff on primary and secondary prevention in healthcare.

    Обзор статьи

    Введение. В настоящее время становятся актуальными вопросы реформирования отечественного здравоохранения и разработки инструментов повышения качества и доступности медицинских услуг. Это обусловлено интенсификацией экономических процессов, сокращением расходов на отечественное здравоохранение, повышением требований к оказанию медицинских услуг, внедрением в них инновационных технологий и стандартов менеджмента качества [2; 5; 6].
    Как показывают современные исследования [3; 4; 8; 10], на оказание медицинских услуг в сфере здравоохранения влияет не только уровень профессионализма медицинского персонала, но и эффективность его профессиональной коммуникации с пациентом. От этого будет зависеть медицинское поведение пациента: будет ли он соблюдать рекомендации врача, в запланированные сроки посещать медицинские учреждения и пр. Это определяется тем, что в основе поведения человека, в том числе и пациента, лежат не только его знания, но и рефлексия [9].
    Это определяет необходимость применения технологий рефлексивного анализа, агентного и дискретно-событийного моделирования для разработки инструментария повышения результативности оказания медицинских услуг [1; 2; 8; 10]. Применение данных технологий позволит выявить и описать закономерности влияния медицинского персонала на формирование представлений у пациента, на отношение к своему здоровью и медицинское поведение. Это определило цель данного исследования.
    Цель исследования – разработать совокупность инструментов для решения задачи повышения результативности оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения с применением рефлексивного анализа, агентного и дискретно-событийного моделирования.
    Результаты исследования и их обсуждение. На основании анализа литературных источников и практической деятельности медицинских учреждений в рамках оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения [1; 2; 5; 6; 7; 9] авторами разработаны классификации медицинского персонала и пациентов.
    С позиций менеджмента в сфере здравоохранения и рефлексивного анализа медицинский персонал характеризуется двумя показателями:
    - уровень компетентностного соответствия профилю-эталону (данный показатель задается расстоянием в n-мерном пространстве признаков между профилем-эталоном, задаваемом совокупностью значений (диапазонов значений) критериев, регламентированных нормативными документами и определяющих параметры результатов деятельности медицинского персонала (например, показатели повторных вызовов в течение суток для оценки медицинской эффективности врачей и фельдшеров бригад скорой медицинской помощи и пр. [2]) и профилем, задающем результаты деятельности исследуемого медицинского персонала за заданный период);
    - эффективность профессиональной коммуникации, определяющая, насколько доступно и профессионально медицинский персонал осуществляет коммуникацию с пациентом в ходе реализации первичной, вторичной и третичной профилактики.
    Данные показатели, характеризующие медицинский персонал, имеют следующие значения:
    - уровень компетентностного соответствия профилю-эталону: низкий, высокий (значения диапазонов зависят от используемой метрики при оценке расстояния в n-мерном пространстве признаков);
    - эффективность профессиональной коммуникации: низкая, высокая (определяется с применением методов экспертной оценки).
    Исходя из значений данных показателей, можно выделить классы медицинского персонала и разработать классификацию (рис. 1) [2].
    Первый класс медицинского персонала, характеризующийся низкими значениями классификационных показателей, не пользуется популярностью у пациентов. Оказываемые данным персоналом медицинские услуги невысокого качества, что увеличивает значения медицинских рисков в ходе диагностики, лечения и реабилитации пациентов.
    Второй класс медицинского персонала характеризуется высоким уровнем компетентного соответствия профилю-эталону и низкой эффективностью профессиональной коммуникации с пациентом. Такому медицинскому персоналу сложно строить профессиональную коммуникацию с пациентом. К данному классу в большинстве случаев относятся практикующие хирурги.
    Третий класс медицинского персонала, характеризующийся низким уровнем компетентностного соответствия профилю-эталону, и высокой эффективностью профессиональной коммуникации, ориентирован на приятное общение с пациентом, обсуждение их жалоб, замечаний, зачастую не относящихся к постановке диагноза и организации лечения. Для данного класса медицинского персонала характерны высокие показатели неточных диагнозов, некорректные схемы лечения, что может приводить к увеличению медицинских рисков.

    Список использованной литературы

    1. Куликова О.М., Овсянников Н.В., Ляпин В.А. Имитационное моделирование деятельности медицинских учреждений на примере Омска // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 219–225.
    2. Куликова О.М., Боуш Г.Д. Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 215–220.
    3. Ларнецова Л.И. Взаимодействие врача и пациента: психология гармоничных взаимоотношений // Стоматология для всех. 2009. № 1. С. 46–49.
    4. Лукьяненко А.А., Казанцева И.А. Выбор модели коммуникативного взаимодействия врача-стоматолога и пациента в процессе лечения с использованием дентальных имплантов // Вестник научных конференций. 2016. № 12-4 (16). С. 110–111.
    5. Ляпин В.А., Казаковцев В.П., Семенова Н.В. Особенности заболеваемости населения крупного промышленного города // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 375.
    6. Овсянников Н.В., Ляпин В.А., Антонов Н.С. Фармакоэкономический анализ прямых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи взрослым больным бронхиальной астмой в г. Омске // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 73.
    7. Овсянников Н.В., Антонов Н.С., Ляпин В.А. Бронхиальная астма в промышленном регионе: интегральные показатели уровня контроля над заболеванием // Вестник современной клинической медицины. 2013. Т. 6. № 2. С. 22–27.
    8. Самохина А.К., Давыдова Р.Р. Архетипические основания моделей взаимодействия врача и пациента // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 988–989.
    9. Толстуха С.А., Филимонов В.А. Веб-приложение для моделирования динамических систем и субъектов с рефлексией // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 3 (24). С. 34–39.
    10. Фомина Н.В., Ревина И.А. Возможности проективных методов в анализе социальных представлений пациентов о взаимодействии с врачом // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 75–83.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2