ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Разработка инструментария повышения результативности медицинских услуг в сфере здравоохранения РФ
DEVELOPMENT OF TOOLS TO IMPROVE EFFICIENCY OF MEDICAL SERVICES IN HEALTH CARE SPHERE IN RUSSIAN FEDERATION
И.Е. Рыбальченко О.М. Куликова |
|
I.Ye. Rybalchenko O.M. Kulikova |
|
atnatn11@list.ru aaaaa11@rambler.ru |
|
доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом последипломного образования ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации», доктор экономических наук, доцент доцент кафедры управления качеством и производственными системами ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», кандидат технических наук, доцент |
|
senior lecturer, the Department of Public Health and Health Care with a course of postgraduate education, Astrakhan State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Doctor of Economics, associate professor senior lecturer, the Department of Quality and Production Systems Management, Siberian State Automobile and Highway University, PhD in Engineering, associate professor |
|
г. Астрахань г. Омск |
|
Astrakhan Omsk |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Цель исследования, представленного в статье, разработать совокупность инструментов для решения задачи повышения результативности оказания медицинских услуг в сфере отечественного здравоохранения. Методы исследования: концептуальное моделирование, рефлексивный анализ, агентное и дискретно-событийное моделирование. Результаты исследования: 1) разработана классификация медицинского персонала на основе показателей, задающих уровень компетентностного соответствия врачей и среднего медицинского персонала нормативным значениям и уровень их профессиональной коммуникации с пациентами; 2) разработана классификация пациентов, определяющая состояние их здоровья и отношение к своему здоровью; 3) на основании данных классификаций создана концептуальная модель вариантов перехода пациентов по классам в рамках оказания им медицинских услуг, позволяющая оценить результативность данного вида услуг и влияние медицинского персонала на процессы первичной, вторичной профилактики в сфере отечественного здравоохранения. |
|
The research is aimed at developing a set of tools to solve the problem of increasing efficiency of medical services in domestic healthcare. We apply such research methods as conceptual modeling, reflective analysis, agent-based and discrete-event simulation. The results of the study are the following: 1) a classification of medical staff based on a range of indicators that specify the level of competence conformity of doctors and nurses to normative values and their level of professional communication with patients is developed; 2) a classification of patients specifying their state of health and their attitude towards their health is introduced; 3) a conceptual model of patients’ transition in accordance with the classes of health care services they receive is suggested, the model in question enables us to assess the efficiency of medical services and the impact of medical staff on primary and secondary prevention in healthcare. |
|
Обзор статьиВведение. В настоящее время становятся актуальными вопросы реформирования отечественного здравоохранения и разработки инструментов повышения качества и доступности медицинских услуг. Это обусловлено интенсификацией экономических процессов, сокращением расходов на отечественное здравоохранение, повышением требований к оказанию медицинских услуг, внедрением в них инновационных технологий и стандартов менеджмента качества [2; 5; 6]. |
|
Список использованной литературы1. Куликова О.М., Овсянников Н.В., Ляпин В.А. Имитационное моделирование деятельности медицинских учреждений на примере Омска // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 219–225. 2. Куликова О.М., Боуш Г.Д. Онтологическая модель процессного управления оказанием медицинских услуг в здравоохранении РФ // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 215–220. 3. Ларнецова Л.И. Взаимодействие врача и пациента: психология гармоничных взаимоотношений // Стоматология для всех. 2009. № 1. С. 46–49. 4. Лукьяненко А.А., Казанцева И.А. Выбор модели коммуникативного взаимодействия врача-стоматолога и пациента в процессе лечения с использованием дентальных имплантов // Вестник научных конференций. 2016. № 12-4 (16). С. 110–111. 5. Ляпин В.А., Казаковцев В.П., Семенова Н.В. Особенности заболеваемости населения крупного промышленного города // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 375. 6. Овсянников Н.В., Ляпин В.А., Антонов Н.С. Фармакоэкономический анализ прямых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи взрослым больным бронхиальной астмой в г. Омске // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 3 (39). С. 73. 7. Овсянников Н.В., Антонов Н.С., Ляпин В.А. Бронхиальная астма в промышленном регионе: интегральные показатели уровня контроля над заболеванием // Вестник современной клинической медицины. 2013. Т. 6. № 2. С. 22–27. 8. Самохина А.К., Давыдова Р.Р. Архетипические основания моделей взаимодействия врача и пациента // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 5. С. 988–989. 9. Толстуха С.А., Филимонов В.А. Веб-приложение для моделирования динамических систем и субъектов с рефлексией // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2013. № 3 (24). С. 34–39. 10. Фомина Н.В., Ревина И.А. Возможности проективных методов в анализе социальных представлений пациентов о взаимодействии с врачом // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. 2014. № 4. С. 75–83. |