ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Профессиональное обучение как основа развития персонала органи-зации

PROFESSIONAL TRAINING AS BASIS FOR PERSONNEL DEVELOPMENT



Э.Б. Молодькова
E.B. Molodkova
dekanat205@yandex.ru
доцент кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Sociology, associate professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • обучение персонала
  • квалификация
  • компетенции
  • программы обучения персонала
  • повышение квалификации
  • профессиональный уровень сотрудников
  • карьерный рост
  • развитие лояльности персонала
  • профессия
  • корпоративное обучение
  • Keywords:

  • personnel training
  • qualification
  • competences
  • personnel training programs
  • professional training
  • professional level of employees
  • career growth
  • personnel loyalty development
  • profession
  • corporate education
  • В статье анализируются современные подходы к процессу обучения персонала организации, освещаются цели обучения персонала организаций различных форм собственности, а также процесс разработки программ обучения и планирования обучения персонала в организации, рассматриваются особенности корпоративного обучение персонала.
    Выявляются главные факторы, на основе которых любая организация должна строить свои цели обучения, и выделяются тезисы, которые характеризуют цели обучения практически любой компании. Обосновывается вывод о том, что все цели обучения персонала должны быть специфичными, конкретными и измеримыми, а также должны быть направлены на получение конкретных практических и теоретических знаний.

    We analyze modern approaches to personnel training and shed more light on the aims of staff training in organizations of various types of ownership. We consider the process of training programs development and making personnel training plans as well as look at characteristics of corporate education.
    The main factors that serve as the basis for determining the training aims are revealed and ideas describing education targets at almost any company are distinguished. We substantiate the conclusion that all personnel training aims should be specific, concrete and measurable and should be targeted at obtaining specific practical skills and theoretical knowledge.

    Обзор статьи

    В современном мире обучение персонала играет очень важную роль. Для того чтобы быть конкурентоспособной, организации необходимо заботиться о качестве рабочей силы. От уровня квалификации работников, их компетентности зависит качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. В современных экономических условиях быстро изменяются как внешние, так и внутренние условия функционирования организации, это, в свою очередь, ставит организации перед необходимостью подготовки персонала к изменениям.
    Обучение персонала – это регулярный учебно-методический процесс, который осуществляется с целью овладения новыми знаниями и навыками, а так же служит основой переподготовки персонала.
    Квалификация работника является совокупностью общего и специального профессионального образования, а также знаний, профессиональных навыков и производственного опыта, необходимого для выполнения работ определенной сложности.
    Развитие современного производства имеет высокий темп, а также включает в себя множество инноваций, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, этим оно вызывает необходимость в непрерывном самообразовании персонала, повышении квалификации, в умении действовать в кризисных ситуациях и др.
    Процесс разработки программ обучения персонала сам по себе состоит из множества этапов. Содержание программ обучения всегда индивидуально и, в первую очередь, определяется спецификой компании, ее целями и задачами, а также анализом профессиональной деятельности работников, в ходе которого выявляются рабочие функции и устанавливаются знания, умения и навыки, необходимые для успешного выполнения соответствующих профессиональных задач.
    Самое важное – определить, какие цели должно преследовать обучение. Обучение персонала, как и любая работа с персоналом компании, ориентируется не только на бизнес-результаты, но и на работников. Эти два подхода различаются между собой. Если главная цель – результаты работы или повышение продуктивности работы, то обучение будет сконцентрировано в основном на передаче сотруднику знаний и навыков, необходимых непосредственно для выполнения его обязанностей. Отличительная черта такого обучения – довольно высокая эффективность вложенных средств, и результат дает о себе знать практически сразу после обучения.
    Если же главная цель обучения – повышение мотивации персонала и развитие сотрудников, то быстрых результатов, выраженных в бизнес-показателях, может и не быть. Работодателю важно понимать, что при таком подходе инвестиции рассматриваются как вложение в персонал для его развития.
    Эти два фактора являются базовыми. На их основе каждая организация строит свои собственные цели обучения. Можно выделить несколько тезисов, которые характеризуют цели обучения практически любой компании:
    1. Обеспечение персонала знаниями и умениями, необходимыми для успешного и эффективного выполнения работы. Любой сотрудник должен как минимум обладать базовыми навыками и умениями, которые позволяют ему выполнять его трудовую функцию в компании. Без повышения квалификации сотрудник не всегда сможет осмысленно и творчески подходить к своим обязанностям. Обучение дает человеку некоторую свободу, он может более гибко подходить к каждой отдельной задаче, трудовой функции. Обучение сотрудников любой организации – неотъемлемая часть их трудовой деятельности.
    2. Поддержание необходимого профессионального уровня сотрудников. Ознакомление персонала с новыми технологиями, в том числе с инновационными, а также с изменениями социально-экономической обстановки и правовых условий.
    Наряду с другими целями, эта цель наиболее легко достижима. Очень часто её называют повышением квалификации. Если данная цель отсутствует в компании, то с ее реализации и начинают построение всей системы обучения персонала. Иными словами – она выступает в роли базиса для обучения в любой компании.
    3. Подготовка сотрудников к предполагаемому замещению своих коллег во время болезни, отпуска, командировки или даже увольнения.
    В абсолютно любой компании каждый день около 10% сотрудников отсутствует на рабочем месте каждый день, а в сезон отпусков эта цифра сильно увеличивается. Чтобы компания продолжала успешно функционировать, сотрудники вынуждены брать на себя обязанности отсутствующих коллег. Для этого им необходимо обладать знаниями и навыками, благодаря которым они смогут заменять тех, кто отсутствует.
    4. Подготовка работников к перемещению или продвижению по службе.
    Карьерный рост – один из главных атрибутов любой успешно развивающейся компании. Он является очень весомым фактором, повышающим мотивацию персонала. В организации должна проводиться работа по обучению перспективных сотрудников с целью подготовки к их возможному продвижению. Иногда необходимо изменить сферу работы того или иного сотрудника в связи с изменениями в бизнесе.

    Список использованной литературы

    1. Автономов А.С., Хананашвили Н.Л. Оценка в социальном проектировании: методическое пособие. М.: Национальная ассоциация благотворительных организаций, 2014.
    2. Рисин И.Е. Инвестирование средств в персонал как фактор повышения эффективности деятельности предприятия // Управление персоналом. 2012. № 15. С. 36–38.
    3. Оценка программ: методология и практика / под ред. А.И. Кузьмина и др. М.: Престо-РК, 2015.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2