ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Эволюция института семьи и брака

THE EVOLUTION OF MARRIAGE AND FAMILY INSTITUTION



И.О. Берая
I.O. Beraya
beraya.irma@mail.ru
A PhD student at the department of World Economy and Law, Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
аспирант кафедры мировой экономики и права ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО)»
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • первобытнообщинный строй
  • семейно-брачные отношения
  • пуналуальная семья
  • нуклеарная семья
  • полигамия
  • моногамия
  • матриархальный род
  • патриархальный род
  • наследование имущества членов семьи
  • Keywords:

  • primitive communal system
  • marriage and family relations
  • punaluan family
  • nuclear family
  • polygamy
  • monogamy
  • matriarchal family
  • patriarchal family
  • family property inheritance
  • В статье рассмотрены вопросы, касающиеся возникновения и развития семьи и брака. Описываются основные формы общественной жизни человека, этапы развития брачно-семейных отношений и зарождение определенных прав и обязанностей членов семейных отношений при первобытнообщинном строе. Прослеживается переход от группового брака к моногамной семье и превращение матриархального рода в патриархальный. Анализируется развитие семейно-брачных отношений во взаимосвязи с развитием общества.

    The article focuses on family and marriage related issues with regard to their origin and evolution. It describes basic forms of human social life as well as the stages of progress of marriage and family relations, the origination of certain rights and duties among family members under the primitive communal system. The article traces both the transition from the group marriage to the monogamous family and from the matriarchy to patriarchy. The article analyzes the evolution of marriage and family relations in the context of the development of the society.

    Обзор статьи

    Институт семьи является результатом многовековой истории развития общественных отношений, он основан на супружеском союзе и родственных связях. Семья влияет на продолжительность рода, имеет решающее значение в воспитании детей, формировании личности человека и гражданина, таким образом, обеспечивая стабильность самых важных сторон жизни человека. При этом семья и брак не остаются неизменными, а формируются и эволюционируют во взаимосвязи с развитием экономических, социальных, культурных и прочих отношений. На определенном этапе в процессе регулирования семейно-брачных отношений подключается государство совместно с другими социальными институтами. В процессе динамики общественных отношений меняется природа брака, порядок его заключения и расторжения, отношение к браку [3. С. 32–36].
    Принято считать, что первым этапом общественной жизни человека был первобытнообщинный строй, который, в свою очередь, имел следующие формы в своем развитии: 1) дородовое общество; 2) матриархат; 3) патриархат; 4) сельская община [2. С. 252]. Как указывает Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» [9], смена этих форм обусловлена изменениями в сфере производительной деятельности первобытнообщинного строя, его разложения и происхождения семьи, частной собственности, государства и права.
    Форма организации людей постепенно изменяется под воздействием такого фактора, как первое разделение труда, когда взрослые мужчины начинают заниматься охотой, а женщины заботятся о детях и собирании пищи. Необходимо заметить, что разделение труда между мужчиной и женщиной сыграло впоследствии важную роль в формировании семейно-брачных отношений, при этом соотношение значимости, соответственно, мужского и женского труда менялось и во многом определяло тип семейного уклада [5. C. 52–53]. Большое количество исторических фактов и этнографических материалов свидетельствует о том, что на протяжении долгого времени в области отношений между полами, как полагают исследователи, была полная свобода, так называемый промискуитет, допускавший возможность отношений родителей с детьми, братьев – с сестрами, многоженство и многомужество.
    Происходящие далее крупные изменения в технике и способе добывания средств к существованию постепенно меняют облик человека. Прежние маленькие группы людей объединяются и превращаются в постоянные союзы – первые охотничьи племена. Каждая маленькая группа, входящая в состав племени, называлась тотемом, а общественный строй этих племен – тотемистическим. В этих тотемистических группах и объединяющих их племенах постепенно складываются отдельные правила поведения, важнейшими из которых были табу (запреты и ограничения), распространяющие свое действие в рассматривающейся сфере. Так, уже на этой ступени развития человеческого общества запрещаются половые отношения между родственниками по восходящей линии (например, между родителями и детьми). Из этого первобытного состояния в дальнейшем развивались первичные формы брака и семьи, но брака не в том понимании, как мы его представляем, а так называемого группового брака: кровнородственная семья и пуналуальная семья.
    Первые семейные отношения стали строиться в кровнородственной семье, где уже предполагались определенные права и обязанности. В кровнородственной семье связи разрешались по горизонтали (между братьями и сестрами) и запрещались по вертикали (между родителями и детьми), таким образом, образовывался брачный круг, в пределах которого допускались связи между полами: родители жили в одном групповом браке, а дети – в другом [7].
    Дальнейшие ограничения в брачно-половых отношениях выразились в том, что постепенно из полового общения исключались родители и дети, братья и сестры. Новая форма семьи, возникшая таким образом, получила название пуналуальной семьи (семьи товарищей) [4]. В отличие от кровнородственной семьи, брачные связи ограничивались как по вертикали, так и по горизонтали. В результате определенная группа сестер являлась женами определенной группы мужей, при этом из числа мужей исключались их кровные братья, живущие с ними в одной семье, а из числа жен исключались кровные сестры мужей [10. С. 61].
    Таким образом, уже в период дородового устройства человеческого общества появляются первые примитивные формы семейно-брачных отношений (кровнородственная семья, пуналуальная семья), которые характеризовались групповой формой брака и минимумом ограничений при вступлении в него. Групповой брак отражал реалии дородового устройства человеческого общества, при этом был ущербным не только с точки зрения современных морально-этических установлений, но и в плане упорядочения отношений между членами такой семьи. Самым главным недостатком группового брака была невозможность определения отца родившегося ребенка (известна была только его мать).
    На данную ситуацию повлияло введение происхождения ребенка по материнской линии. Это, в свою очередь, имело и экономические последствия: в случае, если женщина, которая имела одного или нескольких детей, умирала, все ее имущество в порядке наследования доставалось последовательно ее детям, ее матери, кровным братьям и сестрам. Со временем эти лица стали называется материнским родом.

    Список использованной литературы

    1. Вишнякова А.В. Семейное и наследственное право / отв. ред. В.М. Хинчук. М.: Контракт: Волтерс Клувер, 2010.
    2. Галанза П.Н. Конспект лекций по курсу «Всеобщая история государства и права». Вып. 1 / под ред. проф. Е. Коровина. М.: Воен.-юрид. Академия. Кр. Армии, 1940. 252 с.
    3. Левченко Е.В. Становление принципов семейного права в контексте истории и теории Российского государства: системно-функциональный аспект // История государства и права. 2014. № 21. С. 32–36.
    4. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Ин-т народов Севера ЦИК СССР, 1934.
    5. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права. Екатеринбург: Полиграфист, 2005.
    6. Тищенко Л.А. Развитие семейного права в России: теоретический и историко-сравнительный анализ: монография / Междунар. Акад. Информатизации – Ассоциир. Член ООН, Рос. Акад. Адвокатуры им. Ф.Н. Плевако. М., 2000. С. 347.
    7. Тищенко Л.А. Семейное право в России и зарубежных странах: история и современность. М.: Совр.гуманит.ун-т, 2001.
    8. Эверс И.Ф. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии. СПб.: Тип. Штаба Отд. корп. вн. стражи, 1835.
    9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989.
    10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Изд-во политич. литературы, 1937.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2