ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Возможные способы документирования гражданами передачи предмета взятки или коммерческого подкупа

POSSIBLE WAYS OF RECORDING HANDLING A BRIBE OR COMMITTING COMMERCIAL BRIBERY



Т.О. Бозиев
М.Л. Родичев
T.O. Boziev
M.L. Rodichev
boziev1975@yandex.ru
petrogradets@bk.ru
зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук
Head of the Criminal Law Disciplines Department, PhD in Law, Associate professor, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law, associate professor
a Senior Lecturer at the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activity, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • получение взятки
  • коммерческий подкуп
  • доказывание получения взятки
  • документирование получения взятки
  • доказывание коммерческого подкупа
  • противодействие коррупции
  • борьба с коррупцией
  • Keywords:

  • bribe taking
  • commercial bribery
  • proof of bribe taking
  • recording bribe taking
  • proof of commercial bribery
  • countering corruption
  • addressing corruption
  • В статье рассмотрены некоторые проблемы доказывания получения взяток и коммерческих подкупов, передаваемых в форме наличных денежных средств, представлены возможные пути их решения. Доказывание передачи предмета взятки или коммерческого подкупа представляет, в некоторых случаях, определенную сложность для следователей, дознавателей и сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Сложность доказывания указанного обстоятельства обусловлена как специальными мерами противодействия, предпринимаемыми преступниками, так и несовершенством правовых норм. Авторами статьи на основе анализа законодательства и оперативно-следственной практики предложен нестандартный способ решения указанных проблем, заключающийся в формировании доказательств передачи предмета взятки или коммерческого подкупа самими взяткодателями.

    The article deals with some problems of proving acceptance of bribe or proof of committing commercial bribery in the form of giving cash on hand and presents possible ways of solving the said problems. Proof of the fact of handling a bribe or committing commercial bribery in some cases presents a certain complicacy for investigators, inquirers and officers of operations units conducting search activities. The complicacy of proving the cases is associated both with special countermeasures taken by criminals and imperfection of legal system. On the basis of the analysis of legislation and operative and investigative practices the authors propose a non-standard method of solving the said problems which involves bribers themselves to the process of forming proofs and evidences of handling a bribe or committing commercial bribery.

    Обзор статьи

    Как показывает анализ оперативно-следственной практики, документирование получений взяток и коммерческих подкупов, передаваемых в форме наличных денежных средств, представляет в настоящее время определенную сложность для сотрудников правоохранительных органов 4.
    К числу распространенных проблем в указанной области относится сложность в доказывании непосредственного получения должностным лицом предмета взятки или коммерческого подкупа, в том числе, доказывание того обстоятельства, что изъятые у преступника денежные средства действительно получены им от конкретного потерпевшего.
    Документирование указанных обстоятельств осложняется как противодействием со стороны преступников, так и существующими правовыми нормами 2.
    Так, достаточно часто преступники заявляют требования передать им предмет взятки или коммерческого подкупа в короткий промежуток времени, в течение которого сотрудники правоохранительных органов не имеют возможности подготовить и провести необходимые оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.
    Типичным примером являются действия недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые зачастую осуществляют получение взятки в течение непродолжительного периода времени после задержания ими взяткодателя и неохотно предоставляют последнему небольшой промежуток времени для сбора денежных средств при отсутствии у него необходимой суммы при себе. В последнем случае преступники нередко сопровождают потерпевшего до банкомата или до места жительства в целях предотвращения его обращения в правоохранительные органы.
    Указанные действия взяткополучателей значительно затрудняют документирование совершения преступления: даже если потерпевший после передачи им предмета взятки или коммерческого подкупа обратится в правоохранительные органы, а переданные преступникам денежные средства будут обнаружены и изъяты, в ходе следствия неизбежно возникнет сложность доказывания того, что изъятые у преступников денежные средства действительно ранее принадлежали потерпевшему. В случае, если, например, преступниками будет заявлен довод о том, что денежные средства от потерпевшего они не получали, а сотрудниками правоохранительных органов изъяты их личные деньги, доказать получение ими взятки или коммерческого подкупа будет крайне затруднительно.
    По существующей в настоящее время практике в целях документирования получения взятки или коммерческого подкупа проводится ОРМ «Оперативный эксперимент», под которым понимается совокупность действий по созданию управляемых и контролируемых искусственных условий, а также изучению поведения объекта в этих условиях 5. В ходе оперативного эксперимента сотрудники оперативных подразделений осуществляют официальное вручение потерпевшему предмета взятки или коммерческого подкупа с составлением соответствующего протокола 3, в котором указывается конкретная сумма полученных взяткодателем денежных средств, их номинальная стоимость, серии и номера купюр, а также время и место их вручения. В случае, если зафиксированные таким образом денежные средства в последующем будут обнаружены и изъяты у преступника, его довод о том, что сотрудниками правоохранительных органов изъяты его личные деньги, будет опровергнут, а доказывание получения им предмета взятки или коммерческого подкупа не составит значительной сложности.
    Однако проведение оперативного эксперимента в целях документирования получения взятки или коммерческого подкупа не всегда возможно, во-первых, из-за требований преступников передать им денежные средства сразу же или в максимально короткий срок, а, во-вторых, в некоторых случаях в силу закона.
    Так, в соответствии с ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
    В соответствии с указанной нормой проведение оперативного эксперимента будет противоправным при выявлении и документировании преступлений небольшой тяжести, к числу которых относятся преступления, предусмотренные ч.ч. 1, 2, ч. 5 ст. 204 «Коммерческий подкуп», ч. 1 ст. 204.1 УК РФ «Посредничество в коммерческом подкупе», ч.ч. 1, 2 ст. 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», ч. 1 ст. 290 «Получение взятки», ч. 1 ст. 291 «Дача взятки», ч. 1 ст. 291.2 «Мелкое взяточничество».
    Стоит отметить, что совершение указанных преступлений характеризуется передачей преступнику денежных средств именно в наличной форме, в результате чего необходимость проведения оперативного эксперимента в целях их документирования достаточно велика.

    Список использованной литературы

    1. Ахмедов А.Г., Бозиев Т.О., Бухаров Н.Н. [и др.]. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий. СПб.: ВиТ-Принт, 2011.
    2. Бухаров Н.Н., Бозиев Т.О. Значение оперативной информации при выявлении взяточничества // Научный портал МВД России. 2011. № 13. С. 80–86.
    3. Бухаров Н.Н., Бозиев Т.О. Основные направления деятельности оперативных подразделений ОВД по предупреждению, выявлению и раскрытию должностных преступлений в сфере экономической деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 3. С. 103–106.
    4. Бухаров Н.Н., Бозиев Т.О. Основные направления деятельности оперативных подразделений ОВД по предупреждению, выявлению и раскрытию фактов взяточничества // Российский следователь. 2008. № 7. С. 33–34.
    5. Захарцев С.И., Спиридонов П.Е., Шахматов А.В., Третьяков И.Л. Оперативно-розыскное мероприятие «оперативный эксперимент» как эффективный инструмент в борьбе с преступностью // Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России». СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. 2005. № 2 (26). С. 215–219.
    6. Оперативно-розыскная деятельность / под ред. проф. К.К. Горяинова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 375.
    7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2