ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Взаимодействие некоммерческих организаций и органов государственной власти в защите прав иностранных граждан в России (на примере Санкт-Петербурга)

COOPERATION BETWEEN NON-PROFIT ORGANISATIONS AND STATE BODIES IN THE FIELD OF FOREIGN CITIZENS RIGHTS PROTECTION (WITH SAINT-PETERSBURG TAKEN AS AN EXAMPLE)



С.Ю. Андрейцо
А.А. Смольяков
М.М. Соболева
S.U. Andreytso
A.A. Smol'akov
M.M. Soboleva
andreytso@mail.ru
anatolti2013@yandex.ru
afeena@mail.ru
профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. кандидат юридических наук, доцент
профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ
преподаватель кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России
at the Department of Constitutional and International Law, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor
Professor at the Department of Constitutional and International Law, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Professor, Honored Jurist
a lecturer at the Department of Police Work Organization, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • гражданское общество
  • права человека
  • некоммерческие организации
  • мигранты
  • Уполномоченный по правам человека
  • правовая и социальная поддержка иностранных граждан
  • Keywords:

  • civil society
  • human rights
  • non-profit organizations
  • migrants
  • Ombudsman
  • legal and social assistance
  • В статье идет речь о роли институтов гражданского общества в защите личных прав и свобод иностранных граждан в современной России. Первоочередное закрепление в Конституции 1993 года имеют личные права и свободы. Их защита для иностранных граждан имеет свою специфику. Как и в предыдущие годы, при высоком уровне нарушений прав иностранных граждан они редко обращаются за защитой в органы государственной власти и к уполномоченным по правам человека. Эту тенденцию можно проследить не только по обращению к Уполномоченному, но и при анализе данных об обращениях иностранных граждан в органы Прокуратуры, полицию, суды, проведенном по ответам на соответствующие запросы Уполномоченного. Зачастую государственные институты воспринимаются мигрантами как репрессивные структуры, а не источники обеспечения и защиты прав человека. В этой связи актуализируются исследования взаимодействия общественных организаций специализирующихся на защите прав мигрантов и органов государственной власти России.

    The article focuses on the role of civil society institutions with regard to protection of personal rights and freedoms of foreign citizens in modern Russia. Personal rights and freedoms are considered to be the highest priority by the Constitution of 1993. Protection of the said rights has some specific features. As in all previous years under high civil rights violation rate with respect to foreign citizens they seldom seek for legal remedy and apply for assistance to the state bodies or ombudsmen. This trend might not only be revealed in the context of applications to Ombudsman but it also can be traced in the course of the Ombudsman inspired analysis of the data concerning applications of foreign citizens to the public prosecutor's offices, police and the court. Very often the state institutions are considered by foreign citizens to be rather repressive entities than the sources of ensuring human rights protection. Thereupon the author actualizes researches concerning cooperation between non-profit organizations dealing with protection of migrants rights and state bodies of Russia.

    Обзор статьи

    Первоочередное закрепление в Конституции 1993 года имеют личные права и свободы. К сожалению, в настоящее время, по мнению ряда авторов, механизмы реализации и защиты личных прав и свобод человека в Российской Федерации весьма далеки от совершенства. Причины подобного положения дел различны. Так, по мнению И.В. Солонченко, первостепенное, значение имеет отсутствие четко продуманной правовой концепции содержания личных прав и свобод как конституционно-правовой категории. В итоге это выливается в «отсутствие научно-обоснованной общей стратегии развития текущего законодательства в этой области» [9. С. 3].
    По мнению А.Г. Братко, гражданское общество – такая первичная по отношению к государству самоуправляемая система, образуемая непосредственно гражданами страны, в центре которой находится человек, по определению обладающий естественными неотчуждаемыми правами и признаваемый позитивным правом государства как высшая ценность [1. С. 54].
    В системе институтов применительно к проблематике статьи следует выделить некоммерческие организации (НКО). Термин «неправительственная организация» (НПО) применяется к широкому кругу некоммерческих структур. Это, в частности, гуманитарные и правозащитные организации, в России распространен термин «некоммерческие организации» [8].
    Как отметила Т.Д. Матвеева, в отечественной науке нет теоретической разработки самого института неправительственных организаций [5. С. 590].
    Роль НКО, подчеркивал П.П. Глущенко [3. С. 65], ставя развитие общественных организаций, призванных охранять и защищать права граждан, являться одним из основных направлений механизма реализации конституционных прав и свобод личности.
    Неправительственные организации играют важную роль в решении проблемы защиты прав иностранных граждан. Международная практика показывает, что если вопросы определения правового положения мигрантов относятся к компетенции государства, то вопросы интеграции, адаптации, оказание правовой и информационной помощи во многом решаются при самом активном участии неправительственных организаций [2. С. 4].
    Как справедливо отмечает Т.В. Ермилова, взаимодействие власти с институтами гражданского общества представляет собой довольно сложный и многоаспектный процесс. С одной стороны, власть может воздействовать на общественные организации, экономическую, политическую, правовую сферы общества посредством созданных государственных органов власти и законодательным урегулированием данного процесса. С другой стороны, общественные организации могут воздействовать на органы власти посредством своего участия в процессе принятия властных государственных и политических решений, в управлении делами государства и общества [4. С. 45]. По мнению М.В. Михайлова, идеальность такой формы соотношения общества и государства как взаимодействие, заключается в том, что во взаимодействии общество и государство становятся равноправными партнерами; у населения имеются различные рычаги воздействия на органы государственной власти; государство не может стремиться к различным моделям автократии и тоталитаризма; может воздействовать на общество посредством демократических политических институтов [6. С. 10].
    Развиваются и институты, налаживающие взаимодействие гражданского общества и государства. Постепенно наращивают свою активность общественные советы при органах государственной власти, хотя не все из них являются в полной мере независимыми и подотчётными гражданскому обществу.
    Обращаясь к опыту Санкт-Петербурга, отметим, что, как и в предыдущие годы, при высоком уровне нарушений прав иностранных граждан они редко обращаются за защитой в органы государственной власти и к уполномоченным по правам человека. Эту тенденцию можно проследить не только по обращению к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге, но и при анализе данных об обращениях иностранных граждан в органы Прокуратуры, полицию, суды, проведенном по ответам на соответствующие запросы Уполномоченного. Зачастую государственные институты воспринимаются мигрантами как репрессивные структуры, а не источники обеспечения и защиты прав человека. В этой связи развивается сотрудничество с рядом НКО, специализирующихся на защите прав мигрантов.

    Список использованной литературы

    1. Братко А.Г. Понятие и принципы гражданского общества // Публичное и частное право. Вып. II (X). С. 54. М.: Изд-во Московского психолого-социального ун-та, 2011.
    2. Ганнушкина С.А. Право и политика России в области миграции. Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М.: Макс-Пресс, 2001
    3. Глущенко П.П. Конституционные права и свободы граждан России: современные проблемы социально-правовой защиты: монография / под общ. ред. В.П.Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997. С. 65–66.
    4. Ермилова Т.В. Взаимодействие органов власти и общественных организаций как фактор публичной политики в современной России: дис. … канд. полит. наук. М., 2007. С. 45.
    5. Матвеева Т.Д. Международная защита прав человека неправительственными организациями в России и Европе // Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: сб. статей / под ред. д-ра юрид. наук, проф., академика РАЕН и ПАНИ, заслуженного деятеля науки РФ В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2003. С. 590.
    6. Михайлов М.В. Российское общество и государственность: некоторые вопросы их соотношения: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2000. С. 10.
    7. Ноэль К. Политика в области интеграции и практика в отношении беженцев и лиц, ищущих убежище в Российской Федерации Убежище: Вестник УВКБ ООН в Российской Федерации. Октябрь-декабрь 2004. С. 4–8.
    8. Положение беженцев в мире 2000 / М: УВКБ ООН, 2000. С. 208.
    9. Солонченко И.В. Конституционно-правовая концепция содержания личных прав и свобод в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 3.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2