ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О влиянии качества человеческого капитала на эффективное развитие бизнеса в сфере туризма

ON INFLUENCE OF QUALITY OF HUMAN CAPITAL ON EFFECTIVE DEVELOPMENT OF BUSINESS IN TOURISM



Н.А. Ковалева
Л.И. Ковалева
N.A. Kovaleva
L.I. Kovaleva
onatakova@gmail.com
kovaleva.56@mail.ru
магистрант кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат химических наук
candidate for master's degree, St. Petersburg State University of Economics
senior lecturer, the Department of Hotel and Catering Business, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Chemistry
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • человеческий капитал
  • персонал гостиницы
  • система «человек-человек»
  • принципы подбора персонала
  • эффективность развития бизнеса
  • Keywords:

  • human capital
  • hotel staff
  • person-to-person system
  • staff selection principles
  • effectiveness of business development
  • В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием взаимодействия работников из числа персонала гостиниц в туристском бизнесе. Приведены принципы подбора персонала гостиниц, рассмотрена проблема взаимодействия в системе «человек-человек». Обоснована роль качества человеческого капитала и проанализировано влияние персонала гостиниц на эффективность работы организации в сфере туризма.

    We look at issues connected with researching the interaction of hotel staff in tourist business. We introduce staff selection principles and consider the problem of interaction within the person-to-person system. The importance of the quality of human capital is substantiated and the influence of hotel staff on the performance of tourist business is analyzed.

    Обзор статьи

    В туристском бизнесе занята значительная часть населения Земного шара. Туристский бизнес приносит доход, а прибавочную стоимость – люди, работающие в нем. От профессионализма, умения управлять коллективом, доброжелательности зависит не только финансовая устойчивость любого туристского объекта, но и его процветание. Не просто кадры, а хорошо подготовленные кадры, представляющие человеческий капитал, решают все. Человеческий капитал можно рассматривать как результат серьезной, кропотливой, постоянной работы по восприятию и сохранению коллектива, обладающего профессиональными знаниями и моральными качествами, имеющими систему моральных ценностей.
    Гостиничный и ресторанный бизнес гармонически входит в туристский бизнес, хотя может существовать и обособленно. Ни один турист не обходится без услуг кафе, ресторана или гостиницы. Все огромное ресторанное и гостиничное хозяйство обслуживает человек. Во всем этом пространстве возникают различные по долготе, устойчивости системы, например, система «человек–машина–человек». Человек управляет машиной, поэтому связь можно представить следующим образом: «человек–человек» [5. С. 64]. Чтобы эта системы работала эффективно в отношении персонала гостиницы, необходимо выполнить определенные условия. Освещением проблем по выработке условий гармонизации отношений в коллективе, создании культуры в организации занимались ученые и руководители государств как за рубежом, так и в Российской Федерации. Тема взаимоотношений между коллегами неиссякаема, каждый автор имеет свое мнение, основанное на наблюдении, опыте, анализе [3. С. 5; 6. С. 15].
    Необходимо отметить ряд принципов, по которым подбирают и воспитывают коллектив:
    - научность,
    - психологическая и физическая совместимость,
    - достоверность,
    - дисциплинированность,
    - ответственность,
    - стремление к получению новых знаний и совершенствование навыков,
    - коммуникабельность,
    - понимание задач организации.
    Набор принципов может быть расширен или уточнен в зависимости от целей и задач организации, стиля управления для создания полноценного работоспособного коллектива, который можно назвать человеческим капиталом.
    Для малых гостиниц – до 50 номеров и до 20 человек персонала – характерен линейный тип управления организационной структурой, и потому вся тяжесть воспитания и ответственности за коллектив возлагается на руководителя или собственника.
    Для гостиниц других категорий, отелей различной степени звездности характерны линейно-штабной, функциональный, линейно-функциональный и другие виды управления.
    Линейно-функциональный и адаптивный (проектный, кросс-функциональный) стили управления характерны для международных гостиничных операторов Санкт-Петербурга: Kempinski, Corinthia, ACCOR Group, Redisson Royal, Rezidor Hotel, Sokos Hotel, Inter Continental и другие.
    Для гостиниц Ленинградской области характерен тип управления, соответствующий малым и средним гостиницам: линейный, функциональный.
    В условиях сложной работы гостиницы, обусловленной сезонностью и различными санкциями, важную роль играет человеческий капитал [2. С. 148]. Коллектив от управляющего до технического работника стремится поддерживать эффективность работы предприятия, его имидж на высоком уровне.
    Нами было проведено анкетирование по выявлению участия сотрудников в управлении гостиницей: в малых гостиницах и гостиницах Ленинградской области 33% опрошенных сотрудников ответили, что участвуют в управлении предприятием, 50% респондентов сделали упор на четкое выполнение своих трудовых обязанностей. В больших международных гостиницах: Hotel Indigo, Astoria ответы респондентов на вопрос об участии управлении предприятием и ответственности за предоставление качественных услуг, соответствовали 90%.
    На характер ответов, по всей вероятности, повлиял уровень образования. Все опрошенные в городе Санкт-Петербурге, имели высшее или незаконченное высшее специальное образование. По гостиницам Ленинградской области эта цифра была несколько ниже. Ленинградская область обладает достаточно развитой системой отдыха: лечение, спорт, сельский туризм, исторический туризм; действуют экскурсионно-познавательный, экологический и другие виды туризма [4. С. 89].
    На предприятиях туриндустрии в гостиничном секторе трудятся ответственные сотрудники, направляющие свой труд на решение задач организации [1].

    Список использованной литературы

    1. Постановление правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Ковалева Н.А., Ковалева Л.И., Щегольков Д.А. Влияние организации фармацевтического дела на сельский туризм // Медицина и фармакология: современный взгляд на изучение актуальных проблем: сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 1. Астрахань, 2016. С. 169.
    3. Кострюкова О.Н., Кущева Н.Б. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Вып. 1. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 7–12.
    4. Лубашева А.Е., Черненко В.А. Некоторые вопросы торговли на региональных рынках туристских услуг // Актуальные проблемы технико-технологичного и социально-экономического обеспечения сферы сервиса: сб. научных статей аспирантов, докторам и молодых ученых. Вып. 3; под общ. ред. В.А. Черненко. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012. С. 323.
    5. Мотолыгина Н.В., Руглова Л.В. Влияние организационно культуры персонала на эффективность работы предприятий гостиничного бизнеса // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Вып. 1. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 63–67.
    6. Степанова С.А. Перспективы внедрения ФГОС ВО для подготовки бакалавров по направлению «Гостиничное дело»: изменения и особенности // Вестник индустрии гостеприимства: международный научный сборник. Вып. 1. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 13–18.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2