ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы развития транспортных систем в Красноярском крае и Республике Хакасии

PROBLEMS OF TRANSPORT SYSTEMS DEVELOPMENT IN KRASNOYARSK TERRITORY AND REPUBLIC OF KHAKASSIA



П.Г. Атаев
P.G. Ataev
dekanat205@yandex.ru
руководитель отела геоинформационной аналитики ООО «Дорнадзор»
head of the Department of Geoinformation Analytics, Dornadzor Ltd.
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • транспортные системы
  • обеспечение транспортных связей
  • транспортное районирование
  • развитие региона
  • транспортная система
  • Красноярский край
  • Хакасия
  • Keywords:

  • transport systems
  • transport links provision
  • transport zoning
  • region development
  • transport system
  • Krasnoyarsk territory
  • Khakassia
  • В статье рассмотрены вопросы функционирования транспортной системы Красноярского края и Республики Хакасии. Выявлены проблемы обеспечения транспортных связей «север–юг» и «центр–периферия». Обоснована идея транспортного районирования территории на основе пространственного анализа системы расселения и транспортной сети, которое позволяет оценить перспективы развития региона и его транспортной системы. Обозначены направления, по которым наиболее востребовано осуществлять развитие системы основных транспортных коммуникаций, узлов и прилегающих к ним территорий.

    We consider the transport system of the Krasnoyarsk territory and the Republic of Khakassia. The problems of providing transport links “north-south” and “center-periphery”are considered. The idea of transport zoning based on spatial analysis of the settlement and transport systems to assess the prospects of the development of the region and its transport system is substantiated. We outline directions for the priority development of the main transport infrastructure, hubs and adjacent areas.

    Обзор статьи

    Значение транспортной инфраструктуры в развитии восточных регионов России исключительно велико. Этим регионам присуща огромная территория, растянутость коммуникаций, сложные природные условия, неразвитость системы расселения, а ведущая роль в хозяйстве – эксплуатация природных ресурсов.
    Транспортные системы Красноярского края и Республики Хакасии составляют единый комплекс. Включение в исследование территории Хакасии подчеркивает специфику их неразрывной связанности, сформировавшейся в единой транспортной системе в рамках одного региона. Кроме транспортной связи, эти регионы объединяет схожее экономико-географическое положение – они соседствуют с регионами, существенно не отличающимися от них набором и масштабами природных ресурсов, степенью их освоенности, уровнем экономического развития, структурой хозяйства, также общей чертой является отдаленность от главных экономических центров страны, что усугубляется экстремальными природными условиями.
    Оценивая транспортно-географическое положение территории, следует, прежде всего, отметить транзитный потенциал, обусловленный центральным положением регионов относительно западных и восточных границ. Сегодня этот потенциал используется далеко не полностью. Транспортно-логистические функции ограничены слабой освоенностью значительной части территории регионов, в том числе, отсутствием круглогодичной наземной связи.
    Тем не менее, для более полного использования транспортно-логистического потенциала в Красноярском крае уже сейчас имеются достаточно широкие возможности, которые связаны, прежде всего, с формированием широтного международного транспортного коридора по линии «Запад – Восток» на базе Транссиба и с водной транспортной системой «Река Енисей – Северный морской путь».
    В силу неразвитости системы расселения, большой площади территории, градостроительный каркас территории определяется расположением основных транспортных коммуникаций:
    ● Транссибирской и Южно-Сибирской железнодорожных магистралей;
    ● федеральных автомобильных трасс Р-255 «Сибирь» Новосибирск – (Томск) – Кемерово – Красноярск – Иркутск и Р-258 «Енисей» Красноярск – Абакан – Кызыл – граница Монголии – магистраль, связывающая регион с государственной границей России;
    ● нефтепроводов Туймазы – Омск – Красноярск – Иркутск и Нижневартовск – Томск – Анджеро-Судженск – Красноярск – Ангарск;
    ● основного пути внутреннего водного транспорта – р. Енисей.
    Критерии территориальных особенностей системы расселения и транспортной сети Красноярского края и Хакасии положены в основу анализа, который позволил произвести макрорайонирование [6] (см. таблицу).
    Выделение транспортных зон (ТЗ) осуществлялось на основе пространственного анализа системы расселения и транспортной сети. Стоит отметить, что большая часть территории Красноярского края не попала ни в одну из перечисленных ТЗ, так как транспортные сети на ней отсутствуют. Таким образом, 84% территории края не обеспечено транспортной сетью вовсе. Вместе с фактом концентрации 49% населения в Красноярской ТЗ, это свидетельствует о серьёзной диспропорции в освоенности территории.
    Проведённое зонирование позволяют оценить перспективы развития производственного потенциала региона в его неразрывном единстве с развитием разных видов транспорта.
    При общей положительной оценке транспортно-географического положения Красноярского края в целом, аналогичная оценка отдельных его частей далеко не однозначна. Наиболее обустроена в транспортном отношении центральная часть территории края – Красноярская, Ачинская, Канская транспортные зоны, где в связи с благоприятными природными и экономико-географическими условиями сложилась относительно высокая плотность населения. Основой транспортной системы этого района является Транссибирская магистраль.
    Сообщение с Нижнее-Ангарской зоной обеспечивается железнодорожным, воздушным, речным и автомобильным транспортом. От Транссиба на север в район Нижнего Приангарья отходят две однопутные железнодорожные линии: Ачинск – Лесосибирск и Решоты – Карабула, построенные в 60-х годах для освоения лесных, гидроэнергетических и других природных ресурсов, а также вывоза леса и завоза грузов снабжения в северные районы края. В этом же направлении идут автодороги: Красноярск – Енисейск; Канск – Тасеево – Троицк; Канск – Абан с выходом на Богучаны [8].

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» // ОАО «РЖД»: [сайт]. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=3771 (дата обращения: 01.11.2016).
    2. Аэропорт Красноярска «Емельяново»: [сайт]. URL: http://www.yemelyanovo.ru/scedule (дата обращения: 01.11.2016).
    3. Аэропорт «Норильск»: [сайт]. URL: http://www.airport-norilsk.ru/js/rdvs.pdf (дата обращения: 01.11.2016).
    4. Международный аэропорт Абакан: [сайт]. URL: http://abakan.aero/raspisanie.html (дата обращения: 01.11.2016).
    5. Никольский И.В. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена, 2009. 332 с.
    6. Стратегия пространственного развития Красноярского края 2007–2017 гг. Красноярск, 2007.
    7. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. № 1505). Доступ из прав.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.11.2016).
    8. Схема территориального планирования Красноярского края. СПб., 2008.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2