ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Конструирование базисного мифа правосознания на основе архетипизации реального исторического персонажа (на примере Франсиско де Кеведо)

CREATION OF A FUNDAMENTAL LAW-AWARENESS MYTH THROUGH ARCHETYPIFICATION OF A REAL HISTORICAL CHARACTER (FRANCISCO DE QUEVEDO AS AN EXAMPLE)



Е.Ю. Калинина
E.Y. Kalinina
bellaflor@mail.ru
доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат юридических наук, доцент
a Senior Lecturer at the Department of Theory of Law and Civic-Legal Education, the Herzen State Pedagogical University of Russia, PhD in Law, an Associate Professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • правосознание
  • политико-правовая мифология
  • архетип
  • национальное сознание
  • Испания
  • Франсиско де Кеведо
  • Keywords:

  • law awareness
  • political and legal mythology
  • archetype
  • national consciousness
  • Spain
  • Francisco de Quevedo
  • Междисциплинарные исследования в области права позволяют глубже познать сложные процессы формирования того или иного типа правосознания и государственности. Целью данной статьи является рассмотрение процесса формирования идентификационного базисного мифа правосознания, одним из иррациональных структурных компонентов которого являются архетипы. В качестве примера рассматривается образ реального исторического персонажа – Франсиско де Кеведо, который в процессе становления испанского правосознания превращается в архетип.

    Interdisciplinary legal research provides a better understanding of complex processes of creating different types of law awareness and statehood. The objective of the article is to examines processes of formation of identification basic myth of law awareness one of irrational structural components whereof is an archetype. As an example the author examines a real historical person -Francisco de Quevedo, who became an archetype in the process of the development of Spanish law awareness.

    Обзор статьи

    Введение и методология исследования. Правосознание как значимая часть сознания, отражающая и воспроизводящая государственно-правовые и частично моральные принципы социального устройства, базируется на рациональных и иррациональных основах [4. С. 39]. Необходимым элементом национального правосознания является базисный миф, который отражает отношение к государству и праву, наличие фундаментальных правовых ценностей, сформированность или несформированность таких понятий, как долг, уважение к праву, лояльность государству, положительная идентификация с государством, правовой культурой, обществом. Названные государственно-правовые ценности развитой правовой культуры, вытекающие из базисного мифа, укоренены в идеализации «абсолютного прошлого» [1. С. 43] и формируют образ будущего. Миф проявляется в различных мотивах, в том числе, фольклорных: пословицах и поговорках, легендах, анекдотах и т.п. Те или иные национальные персонажи отражают определённые стороны сознания и правосознания через отношение к добру и злу, справедливости и насилию, социальному равенству, рамкам возможного и должного поведения. Соответственно, можно выделить архетипичного героя и антигероя, зону добра и зла, на основании которых проводится идентификация и социализация в конкретной правовой культуре и «заключается в принятии или отторжении основных элементов ментальности» [6. С. 30]. Целью данного исследования является анализ процесса конструирования базисного мифа правосознания на основе архетипизации конкретного исторического персонажа. Для этого помимо собственно историко-правовых методов (сравнительно-правового, исторического анализа, юридической гносеологии) мы привлекаем смежные, например, антропологический и герменевтический, а также метод историко-психологического анализа.
    Механизм трансформации образа исторического лица в компонент национальной правовой мифологии. Когда некое историческое лицо по каким-то причинам оказывается настолько значимым, что его образ остаётся в коллективном сознании, то возможны, как минимум, три способа последующей его интерпретации. Заметим, что ни в одном из указанных случаев мы не сталкиваемся с объективным отражением: в каждом случае возможна только интерпретация, более или менее полная и точная, в зависимости от целей интерпретатора и инструментов, имеющихся в его распоряжении. Во-первых, это историческая биография (или автобиография), во-вторых, исторический роман, в-третьих (в самом редком случае), – это создание и распространение фольклорного мифологического образа.
    В случае с биографией речь идёт, как правило, о формировании официального коллективного правосознания. Интерпретация и трансляция образа осуществляется в рамках, установленных пределами официальной культуры, в которой персонаж приобретает положительные или отрицательные черты, становится моделью и тем самым типизируется на первом, самом общем, уровне. Автобиография обычно служит тем же целям и – осознанно или нет – строится по тем же принципам. Это «очеловеченная» история, лишённая своей видимой беспристрастности, которая в действительности невозможна, поскольку её авторы существуют в определённом политико-правовом контексте. С необходимостью описываемым персонажам придаются типические черты, которые отражают понимание о добре и зле данного общества в конкретную эпоху и в конкретной ситуации, даже если автор старается оставаться предельно объективным.
    Любой «исторический роман предполагает интерпретацию реальных фактов при помощи художественного вымысла» [9. С. 202]. Это означает вторичный процесс типизации, придание персонажу характерных черт поколения, социальной группы и т.п. «Отражая ход исторического процесса, писатель не только создаёт картину прошлого, но и неизбежно выстраивает философскую концепцию истории» [9. С. 201]. Автор романа выстраивает композицию на основе столкновения «хорошего» и «плохого», следовательно, герой попадает в одну из категорий. Писатель усиливает положительные или отрицательные стороны, додумывает причины поступков персонажа в соответствии с выбранной схемой. Иногда автор отписывает реальное поведение (слова, поступки) в рамках определённой парадигмы, например, современного автору контекста.
    Крайней степенью типизации можно назвать архетипизацию, то есть создание «универсальных прообразов в поведении и мышлении, являющихся системой установок и реакций, определяющих жизнь человека незаметно для него самого» [3. С. 1355]. По форме они будут отдалённо напоминать исторических персонажей, носить их имя, но в содержании реальных черт биографии уже не останется, кроме самых схематичных, по которым их можно было бы определить. В этом случае в качестве формы используется сложившийся в коллективном сознании архетип, который существует с незапамятных времён. Когда складывается литература, писатели используют имеющиеся парадигмы, в которые помещают современного им персонажа. Если к тому же он стал фольклорным героем, как это произошло с Франсиско де Кеведо, то мы можем наблюдать интересную картину: ядро остаётся неизменным (архетип), а облик может варьироваться и рядиться в те или иные одежды. То есть мы получим персонажа, который идентифицируется с реальным историческим лицом, но на самом деле это только форма. От реального человека остаётся только имя, иногда – некоторые типичные черты внешности, но его поведение, слова уже не соответствуют действительности: он полностью вписан в миф, стал его частью.
    Такой мифологический образ, будучи одним из компонентов сознания, определяет и отношение общества к праву, закону, добродетели, государству, долгу, преступлениям и преступникам, то есть является неотъемлемым элементом правового сознания, как правило, обыденного.

    Список использованной литературы

    1. Александров Д.С. Теоретико-методологические подходы исследования национального самосознания // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 42–45.
    2. Бакмансурова А.Б. Реализация концепта «дурак» в языке немецкого средневековья // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 185–190.
    3. Бенина Л.И. Коллективное бессознательное в массовой политической культуре // Вестник Башкирского университета. 2011. № 4. С. 1354–1360.
    4. Голубева Л.А. Правовой идеализм в государственном управлении как путь к правовому нигилизму общества // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 4 (5). С. 39–42.
    5. Калинина Е.Ю. Истоки авторитарного общественного правового сознания на примере Испании // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 4 (36). С. 109-111.
    6. Калинина Е.Ю. Ментальность и правосознание // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 3. С. 27–32.
    7. Калинина Е.Ю. Мифология средневекового правосознания: иррациональное в рациональном. М.: Юрлитинформ, 2014. 216 с.
    8. Ортега-и-Гассет Х. Гойя //«Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. М.: Радуга, 1991. 639 с.
    9. Перевезенцева А.Ю. Специфика воплощения исторической личности в романах М. Рено // Вестник ННГУ. 2008. № 1. С. 201–205.
    10. Перес Реверте А. Капитан Алатристе // Электронная библиотека: [сайт]. URL: http://www.loveread.ec/read_book.php?id=5267&p=3 (дата обращения 10.06.2016).
    11. Плавскин З.И. Франсиско де Кеведо – человек, мыслитель, художник // Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru/literature3/plavskin-80.htm (дата обращения 10.06.2016).
    12. Туманов Д.В. Виртуализация образа А.С. Пушкина в традициях постмодерна // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2013. № 6. С. 153–161.
    13. Arellano Ayuso I. El poder político y sus límites en la obra de Quevedo // La Perinola: Revista de investigación quevediana. 2008. № 12. Р. 17–34.
    14. García Valdés C.C. Con otra mirada: Quevedo personaje dramático // La Perinola: Revista de investigación quevediana. 2004. №. 8. Р. 171–186.
    15. Gendreau-Massaloux M. Quevedo en sus héroes // Criticón. 1980. №. 12. Р. 15–24.
    16. Johnson C.B. Quevedo in Context: Personality, Society, Ideology // Mester. 1980. Т. 9. №. 2. Р. 3–16.
    17. Riandière La Roche J. Entender y anotar los textos políticos de Quevedo: las exigencias de la Historia // La Perinola: Revista de investigación quevediana. 2000. № 4. Р. 345–366.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2