ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Информационное обеспечение оперативно- розыскной деятельности в вопросах противодействия преступлениям, совершаемым юридическими лицами

INFORMATION SUPPORT OF OPERATIONAL INVESTIGATIONS IN THE FIELD OF ADDRESSING CRIMES COMMITTED BY LEGAL ENTITIES



А.Г. Ахмедов
Т.О. Бозиев
A.G. Akhmedov
T.O. Boziev
n-uspeh-aaa@yandex.ru
yg.pravo14@yandex.ru
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент
зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
Professor at the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activity, Saint-Petersburg State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law, Associate professor
Head of the Criminal Law Disciplines Department, PhD in Law, Associate professor, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • уголовная и административная деятельность
  • ответственность юридических лиц
  • оперативно-розыскная деятельность
  • разработка
  • мотив преступления
  • противоправное деяние
  • Keywords:

  • criminal and administrative responsibility
  • responsibility of legal entities
  • operational investigations
  • investigation
  • motive of a crime
  • unlawful act
  • Вопросы уголовной ответственности юридических лиц за противоправную деятельность относятся к числу чрезвычайно спорных и сложных. В последние десятилетия в связи с движением российского общества по пути рыночной экономики все чаще и настойчивее стал обсуждаться вопрос об уголовной ответственности юридических лиц за вред, причиненный личности, обществу и государству. Анализ оперативно-розыскной деятельности показывает, что юридические лица совершают преступления различной степени тяжести, а к уголовной ответственности привлекается физическое лицо, выполняющее функции руководителя.
    В статье рассмотрены вопросы введения уголовной ответственности юридических лиц с позиции оперативно-розыскной деятельности. Авторы приходят к выводу, что в современный период назрела необходимость изменения доктрины уголовного права и введения уголовной ответственности юридического лица.

    Criminal responsibility for unlawful activities with regard to legal entities is considered to be a matter of extreme controversy and complicity.
    In the past decades as a result of a shift to a market economy the Russian society tends to increasingly discuss and argue about crime responsibility related issues for the harm caused by legal entities to individual interests as well as to the society and the state. The analysis of operational investigations demonstrates that legal entities commit crimes of different gravity however criminal proceedings are taken against a natural person acting as a manager ex-officio.
    The article examines imposing criminal sanctions against legal entities from the view point of operational investigations. The authors draw a conclusion that in the current situation it is high time to impose criminal sanctions against legal entities.

    Обзор статьи

    Криминализация общественной жизни, имеющая в последние годы устойчивый характер, наиболее отчетливо проявляется в сфере экономики. Практически все отрасли народного хозяйства оказались подверженными преступным посягательствам со стороны организованных преступных групп. Преступления совершаются как физическими лицами, так и юридическими лицами [10; 11.].
    Это требует от подразделений полиции и, прежде всего, оперативных аппаратов по противодействию экономическим преступлениям и организованной преступности повышения эффективности деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
    В ряду возможностей, обеспечивающих повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности ее субъектам, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД») предоставлено право проведения оперативно-розыскных мероприятий.
    Кроме того, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них ФЗ «Об ОРД», могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета [2]. Реализация такого права позволяет названным в статье 13 ФЗ «Об ОРД» органам собирать, систематизировать сведения о лицах, фактах, обстоятельствах и иных объектах, представляющих оперативный интерес, проверять эти сведения, оценивать результаты оперативно-розыскной деятельности и на основе полученных данных принимать и претворять в жизнь соответствующие решения по борьбе с преступностью.
    Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-6 части первой статьи 7 ФЗ «Об ОРД», в целях собирания и систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Одним из пунктов статьи 7, на основании которой заводятся дела оперативного учета, являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
    Таким образом, из статьи 7 ФЗ «Об ОРД» вытекает, что дело оперативного учета может быть заведено как на физическое лицо, так и на юридическое лицо, так как данная статья Федерального закона не разграничивает лиц на физических и юридических.
    Вместе с тем, в статье 2 ФЗ «Об ОРД» изложено, что задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
    - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
    - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
    - добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
    - установление имущества, подлежащего конфискации [1].
    Исходя из задач ОРД возникает вопрос: могут ли органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, заводить дела оперативного учета в отношении юридических лиц, если в статье 2 ФЗ «Об ОРД» говорится только о деяниях, подпадающих под статьи уголовного кодекса, а именно о преступлениях [5]?
    Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) в главе 3 дает разъяснения, кто является гражданином (физическим лицом), а в главе 4 – юридическим лицом [2].
    Согласно доктрине уголовного права России, к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин (физическое лицо), вменяемое, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а юридическое лицо может быть привлечено только к административной ответственности [6].
    В сфере оперативно-розыскной деятельности сложилась практика заведения дел оперативного учета только на физическое лицо (группу лиц), хотя многие преступления в области экономики и налогов совершаются именно юридическими лицами.
    Анализ свидетельствует о том, что ответственность юридических и физических лиц за взаимосвязанные деяния урегулирована разными отраслями права. Конкретно уголовным кодексом регулируется ответственность только физических лиц, а кодексом об административных правонарушениях – и физических лиц, и юридических лиц. Так как задачей ОРД является выявление, предупреждение и раскрытие преступления, совершенного физическим лицом, соответственно, доказательства собираются по различным делам, и эти дела в последующем рассматриваются раздельно разными судебными инстанциями [3. С. 74; 4. С. 28]. Соответственно, возникают сложности с оперативной разработкой, установлением вины, а также содеянного юридическими лицами.
    Это обусловлено, прежде всего, тем, что в отличие от уголовных дел по делам об административных правонарушениях в соответствии с законом «Об ОРД» не могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме, и не может проводиться оперативная разработка. Так как административный процесс предназначен исключительно для реализации ответственности за правонарушения, которые признаются значительно менее опасными, чем преступления, и всестороннее расследование по ним не может проводиться.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Ахмедов А.Г. Вопросы применения мер безопасности к участникам уголовного процесса по делам о преступлениях террористического характера // Научный портал МВД России. 2016 № 1(33). С. 74–78.
    4. Ахмедов А.Г., Бозиев Т.О. Особенности обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства по преступлениям экстремистской и террористической направленности // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. № 3. С. 27–30.
    5. Ахмедов А.Г., Бозиев Т.О., Бухаров Н.Н. [и др.]. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий. СПб.: ВиТ-Принт, 2011.
    6. Бастрыкин А.И. К вопросу о введении в России уголовной ответственности юридических лиц. URL: http://sledkom.ru/ (дата обращения: 24.11.2016).
    7. Кашепов В.В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал российского права. 2015. № 3. С. 91–101.
    8. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб.и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 464, 470.
    9. Сухаренко А. Корпоративная преступность в России // Эж-Юрист. 2012. № 27.
    10. Федоров А.В. О перспективах введения уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации: политико-правовой анализ // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2014. № 2(50).
    11. Федоров А.В. Уголовная ответственность юридических лиц за коррупционные преступления // Журнал Российского права. 2015. № 1.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2