ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль консалтинговых услуг в формировании организационно-экономического механизма развития рынка новых профессий в России

Role of Consulting Services in Creating Organizational and Economic Mechanism for New Professions Market Development in Russia



Е.В. Васина
А.В. Куликов
E.V. Vasina
A.V. Kulikov
director@petrocollege.ru
a.kulikov@petrocollege.ru
директор СПб ГБПОУ «Петровский колледж», доктор экономических наук
– преподаватель СПб ГБПОУ «Петровский колледж», соискатель кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Director, the Petrovsky College, Doctor of Economics
teacher, the Petrovsky College, candidate for a PhD in Economics, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • консалтинговые услуги
  • инновационная экономика
  • рынок труда
  • формирование и развитие новых профессий на российском рынке труда
  • Keywords:

  • consulting services
  • innovative economy
  • labor market
  • formation and development of new professions in the Russian labor market
  • Целью статьи является разработка определённого организационно-экономического механизма, посредством реализации которого рынок консалтинговых услуг и те предпринимательские структуры, которые уже успешно функционируют, могут вступать в эффективное взаимодействие с основными субъектами современного рынка труда для решения ключевых проблем, связанных с появлением и распространением новых профессий. В статье подробно определены и охарактеризованы перспективные направления формирования организационно-экономического механизма развития рынка новых профессий в России.

    The research is aimed at developing a specific organizational and economic mechanism to enable the consulting services market and currently operating business structures to interact effectively with the main subjects of the modern labor market to solve the key problems arising from the emergence and spread of new professions. We define and characterize in detail the promising directions for creating an organizational and economic mechanism for the development of the new professions market in Russia.

    Обзор статьи

    Одним из наиболее перспективных сегментов сферы услуг, с точки зрения уровня взаимодействия с другими отраслями национальной экономики и эффективности хозяйственной деятельности при относительно невысоких затратах на создание и последующее обеспечение бизнес-процессов, следует признать активно развивающийся рынок консалтинговых услуг. Консалтинговые услуги и их рост создают дополнительные возможности для развития предпринимательских способностей и активности в различных секторах экономики, способствуют повышению эффективности стратегий отдельных предприятий и организаций, оказывают влияние на процесс цифровизации в условиях роста кризисных явлений и повышения уровня неопределенности.
    Можно говорить о значительной трансформации рынка консалтинговых услуг и постепенном переходе от исключительно консультационных и информационно-аналитических услуг различным организациям и предприятиям в условиях ограниченного доступа к информационным ресурсам, как это было характерно для начального этапа развития консалтинга в XX в. в развитых странах, к более сложной и многоступенчатой работе по созданию адаптивных стратегий развития не только отдельных предприятий и производственно-хозяйственных комплексов, но и отраслей и территориальных органов государственной власти в контексте необходимости обеспечения успешного перехода к требованиям цифровой экономики.
    Необходимо также учитывать тот факт, что консалтинг как услуга стала приобретать дополнительные функции, прежде всего, образовательную функциюc точки зрения возможности формирования образовательного контента для определённых категорий слушателей, что также очень важно в контексте устойчивого развития рынка труда в современных условиях. Именно консалтинговые организации, по мнению авторов, должны способствовать развитию современных тенденций на рынке труда, учитывающих не только изменение форматов, методов и способов реализации трудовых функций в условиях реального производства, но и появление новых профессий, которые соответствуют требованиям инновационной экономики и неизбежно приводят к структурным трансформациям всей экономической системы.
    В связи с вышесказанным, весьма актуальным является выработка определённого организационно-экономического механизма, посредством реализации которого рынок консалтинговых услуг и те предпринимательские структуры, которые уже успешно функционируют на нем, могут вступать в эффективное взаимодействие с основными субъектами современного рынка труда для решения ключевых проблем, связанных с появлением и распространением новых профессий, в том числе и в сфере услуг.

    Список использованной литературы

    1. Мрочковский Н.С. Управленческий консалтинг в цифровой экономике // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2020. Т. 9. № 2. С. 67-72.
    2. Петров А.Н. Современная модель стратегического менеджмента // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1-1 (103). С. 12-20.
    3. Руденко Е.А. Роль консалтинга в современной экономике // Научные революции как важнейшее обстоятельство развития науки и техники. Стерлитамак, 2022. С. 82-84.
    4. Тодика М.В., Тибилова В.Э. Тенденции развития рынка консалтинговых услуг в РФ в условиях кризиса // Общество и экономика знаний, управление капиталами: цифровая экономика знаний. Краснодар, 2022. С. 452-457.
    5. Greiner L.E., Metzger R.O. Consulting to management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1983. 74 p.
    6. Kaplan S., Mikes A. Managing risks: A new framework // Harvard business rev. Boston, 2012. Vol. 90. № 6. P. 48-60.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2