ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Маркетинговый аудит как инструмент поиска точек опоры и направлений развития бизнеса

Marketing Audit as Tool of Getting a Foothold and Business Development Directions



Л.Б. Перелыгина
Е.В. Пономарева
L.B. Perelygina
E.V. Ponomareva
lb.dekanat@gmail.com
elena@t-laboratory.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
член Гильдии Маркетологов, генеральный директор консалтинговой компании «Лаборатория трендов», председатель комитета по маркетингу и стратегическому развитию Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
member of Marketers Guild, general director at Consulting Company “Laboratory of Trends”, Chairman of the Committee for Marketing and Strategic Development of Leningrad Chamber of Commerce, PhD in Economics
г. Гатчина
г. Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • эффективность маркетинга
  • маркетинговый аудит
  • развитие бизнеса
  • устойчивость бизнеса
  • самоаудит
  • внешний аудит
  • экспресс-аудит
  • маркетинговые разрывы
  • чек-лист для аудита
  • маркетинговая система
  • Keywords:

  • marketing effectiveness
  • marketing audit
  • business development
  • business sustainability
  • self-audit
  • external audit
  • express audit
  • marketing gaps
  • audit check-list
  • marketing system
  • В статье сформулированы цели и принципы маркетингового аудита, описана методология его проведения. Также приведены составленные автором чек-листы, с помощью которых бизнес может провести самоаудит и выйти на принятие управленческих решений в сфере маркетинга и продаж.

    We present targets and principles of marketing audit and describe its methodology. We have also designed the checklists to carry out self-audit and to make further decisions concerning marketing and sales.

    Обзор статьи

    Маркетинговый аудит – это возможность для собственника и генерального директора провести ревизию того, что у компании есть в сфере маркетинга, продаж и стратегического развития. На текущий момент, когда компании оказались практически в полной неопределенности, маркетинговый аудит может стать для них инструментом поиска внутренней точки опоры и возможных направлений повышения эффективности и гибкости маркетинга и продаж.
    В статье определены цели проведения маркетингового аудита, сформулированы принципы и описана методология маркетингового аудита и приведены чек-листы для самоаудита, сформированные на основе обобщения более 200 маркетинговых аудитов, проведенных консалтинговой компанией «Лаборатория трендов» в 2016–2023 годах. Также дан ответ на один из наиболее важных вопросов – с чем нужно сравнивать бизнес при оценке и поиске зон роста эффективности маркетинга.

    Список использованной литературы

    1. Андреев В.Д. Аудит и управление рисками маркетинговой деятельности в туризме // Sochi Journal of Economy. 2019. Т. 13. № 3. С. 267–276.
    2. Базербаши М. Стратегический аудит и его роль в системе организаций // Bulletin of the Moscow Humanitarian-Economic Institute. 2019. № 3. С. 24–31.
    3. Вандрикова О.В. Основные методы маркетингового контроля и аудита // Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании. 2019. № 8. С. 20–23.
    4. Малышев А.А., Салмова А.В. Повышение результативности маркетинговой деятельности на основе инструментов маркетингового аудита // E-Scio. 2019. № 3(30). С. 95–103.
    5. Маркив Д.В. Адаптация пятифазной модели маркетингового аудита Е.В. Попова к аудиту маркетинговых коммуникаций // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2017. № 3. С. 24–34.
    6. Нефедова Е.А., Назарова А.Н. Маркетинговый аудит как инструмент оценки цели и стратегии деятельности авиапредприятия // Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем: сб. материалов V Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию Университета и 20-летию Института экономики. Белгород, 8 сентября 2017 г. Белгород: Издат. дом «Белгород», 2017. С. 226–231.
    7. Пустовалова Н.А., Бондарская Т.А. Маркетинговый аудит как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия в современных условиях // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона: материалы III Международной научно-практической конференции. Тамбов, 30–31 октября 2019 г. Т. 1. Тамбов: Издат. центр ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», 2019. С. 239–246.
    8. Сапрыкина О.А., Михайлов А.Ю. Организационные аспекты проведения маркетингового аудита // Актуальные вопросы устойчивого развития государства, общества и экономики: сб. научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2–3 ноября 2022 г. Курск: Курская академия государственной и муниципальной службы, 2022. С. 371–377.
    9. Туреханова А.О., Смыкова М.Р. Маркетинговый аудит и его влияние на малый бизнес в Казахстане // Central Asian Economic Review. 2022. № 6(147). С. 7–20.
    10. Шух Н.С. Проведение маркетингового аудита как необходимый фактор обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Наука и общество. 2015. № 2(21). С. 50–56.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2