ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы организации обеспечения участия прокурора в современном гражданском судопроизводстве

ON ENSURING PROSECUTORS PARTICIPATION IN NOWADAYS CIVIL PROCEEDINGS



О.А. Гуреева
O.A. Gureeva
olga-gur@yandex.ru
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук
Associate Professor at the State Legal Disciplines Department, Saint-Petersburg Law Institute (Branch of "The Academy of the Office of the Prosecutor General of the Russian Federation"), PhD in Law
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • организация деятельности органов прокуратуры
  • полномочия прокурора
  • гражданский процесс
  • правозащитная деятельность
  • гражданское судопроизводство
  • Keywords:

  • organization of procuratorial bodies activities
  • the powers of prosecutor
  • civil procedure
  • human rights activities
  • civil proceedings
  • В статье исследуются вопросы теоретико-прикладного характера, касающиеся деятельности прокурора на так называемой «подготовительной стадии», до вступления в процесс рассмотрения гражданского дела, что продиктовано недостаточностью исследования и законодательного урегулирования организационных вопросов, решение которых напрямую связаны с повышением эффективности участия в гражданском судопроизводстве.
    Автором изучен, обобщен и проанализирован имеющийся теоретический материал, практика прокурорско-надзорной деятельности и судебного рассмотрения гражданских дел с участием прокурора. На основе системного анализа раскрыты и рассмотрены основные вопросы совершенствования проблем организационного обеспечения эффективности участия органов прокуратуры в гражданском судопроизводстве, разработаны практические рекомендации по организации обеспечения участия прокурора городского (районного) звена в суде по гражданским делам.

    The article focuses on theory and application matters dealing with the role of prosecutor at the so called "preparatory phase" before entering the process of hearing civil cases. This comes in response to insufficient research and deficit of organizational issues regulation by law, the breadth of issues that are to be addressed on the basis of enhancing efficiency of performance during civil proceedings.
    The author has studied, analyzed and summarized all theoretical material available as well as the practice of procuratorial investigation activities and judicial review of civil cases in the presence of the prosecutor. On the basis of systems analysis the author has revealed and studied the main issues with regard to the development of organizational basis for ensuring efficiency of participation of procuratorial bodies in civil proceedings and worked out practical recommendations on participation of the prosecutor of municipal or regional level in civil cases proceedings.

    Обзор статьи

    В сложившихся социально-экономических условиях развития современного общества и государства обеспечение законных прав и интересов граждан, общества и государства представляется важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, требующих современного научного анализа и выработки научно обоснованных рекомендаций по развитию и совершенствованию, что и относится, в частности, к обеспечению участия прокурора в современном гражданском судопроизводстве.
    На современном этапе формирования правового государства судебная защита как конституционная гарантия реализации права является наиболее действенным способом восстановления и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
    В настоящее время для большинства граждан обращение в суд сопряжено с серьезными материальными затратами, поскольку оплата услуг адвоката и размер госпошлины при подаче исковых заявлений составляют весьма значительную сумму. А повсеместно создаваемые общественные организации не обладают той широтой полномочий по выявлению и установлению фактов правонарушений, как органы прокуратуры Российской Федерации. В этих условиях прокуратура оказалась фактически единственным органом, способным оказать квалифицированную бесплатную юридическую помощь гражданам и реально противодействовать нарушениям закона, исходящим от органов власти и хозяйствующих субъектов, восстановить нарушенные права заявителей и особенно тех, которые в силу тех или иных причин не могут сделать это самостоятельно.
    Прокуратура Российской Федерации призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией Российской Федерации права, свободы и законные интересы гражданина, общества и государства, и в современных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в процессе реализации конституционных норм. Оптимальность достижения целей прокуратуры, решения задач конкретного надзорного или иного другого направления деятельности, их всесторонность и полнота, и, как результат, эффективность деятельности органов прокуратуры должны быть обеспечены надлежащей организацией деятельности по реализации функций органов прокуратуры Российской Федерации.
    Организация деятельности в органах прокуратуры подразумевает в качестве обязательного эффективного условия надлежащее руководство подчиненными сотрудниками. Руководство направлено на постановку целей и задач исполнителям, на определение направления деятельности, согласование действий при реализации возложенных задач.
    Говоря о факторах, влияющих на эффективность организации деятельности и управления, в первую очередь необходимо указать на грамотное и рациональное распределение служебных обязанностей между оперативным составом сотрудников, включая вопросы собственно по предмету и зоне, а также обеспечение вопросов взаимозаменяемости сотрудников.
    Распределение обязанностей между оперативным составом прокуратуры города (района) реализуется путем издания соответствующего распоряжения руководителя и зависит от штатной численности, объема работы и территориально-экономической характеристики района, а также состояния законности.
    Прежде всего, должен быть решен вопрос о распределении служебных обязанностей между прокурором города (района) и его заместителем (или заместителями). Распоряжением о распределении обязанностей прокурор, как правило, наделяет своих заместителей полномочиями по осуществлению координации деятельности подчиненных ему сотрудников, обязывает определенных сотрудников взаимодействовать при осуществлении полномочий по различным направлениям деятельности, определяет порядок такого взаимодействия, устанавливает возможность образования рабочих групп, координирует информационно-аналитическое обеспечение, создает условия для прогнозирования и планирования деятельности, а также осуществляет контроль и проверку исполнения.
    При распределении обязанностей прокурору следует учитывать деловые качества, специализацию по направлениям деятельности и объем работы на соответствующих участках, также необходимо предусматривать ответственность соответствующих сотрудников прокуратуры за определенный участок работы и равномерную их нагрузку.

    Список использованной литературы

    1. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007. 464 с.
    2. Колесов О.А. Участие транспортных прокуроров в гражданском судопроизводстве // Прокуратура и судебная система России: история и современность. СПб., 2015. С. 27–32.
    3. Настольная книга прокурора: в 2-х частях. 4-е изд., перераб. и доп., практ. Ч. 2 / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2016. 378 с.
    4. Торговченков В. Институт участия прокурора в гражданском судопроизводстве // Законность. 2015. № 7. С. 45–49.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2