ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организационно-правовые преобразования сферы спортивно-оздоровительных услуг

ORGANIZATIONAL AND LEGAL TRANSFORMATIONS OF SPORT AND HEALTH-IMPROVEMENT SERVICES INDUSTRY



Ю.А. Кадочкина
Yuliya Kadochkina
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student at the Department of Economy and Management in Services Sector, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • сфера физической культуры и спорта
  • массовый спорт
  • спортивно-оздоровительные услуги
  • организационно-правовое обеспечение предоставления спортивных услуг
  • Keywords:

  • physical culture and sport sector
  • organizational and legal support of sport services activities
  • mass sport
  • sport and fitness (health-improvement) services
  • Актуальность исследования заключается в скорейшей реализации комплекса мер по трансформации отечественной сферы спортивных достижений в сферу спортивно-оздоровительных услуг с целью включения национальной сферы спортивно-оздоровительных услуг в мировой рынок спорта.
    Работа базируется на организационно-правовых положениях, анализ которых показал, что в настоящее время происходит поступательная реализация мер в направлении формирования конкурентоспособной сферы физической культуры и спорта при расширении спектра оказываемых ею услуг. Полученные в исследовании результаты ориентированы на скорейшее окончание начатых преобразований в сфере физической культуры и спорта и формирование конкурентоспособной сферы спортивно-оздоровительных услуг.
    Автором доказывается необходимость скорейшей трансформации национальной сферы спортивных достижений в сферу спортивно-оздоровительных услуг, основанной на удовлетворении запросов потребителей в получении квалифицированных качественных спортивно-оздоровительных услуг.

    The relevance of the study is caused by the need for an early implementation of the program of arrangements aimed at transformation of the national sport achievements sector into a sports and health-improvement services industry wherein the ultimate goal is to introduce the national sport and fitness sector into the global sport market.
    The study is based on the analysis of organizational and legal regulations, which shows that at present we witness an onward implementation of measurers to found a competitive physical culture and sports sector against the background of expansion of the relevant range of services. The results obtained in the course of the study are focused on a speedy completion of transformations started in the physical culture and sports sector as well as on the foundation of competitive field of sport and health-improvement services.
    The author has substantiated the need for an early transformation of the national sport achievements sector into the field of sport and fitness services, based on filling consumers’ needs in the way of sport and health-improvement services.

    Обзор статьи

    Специфика функционирования рынка спортивно-оздоровительных услуг в Российской Федерации в настоящее время определяется существенным отставанием формирующейся нормативно-правовой базы от сложившейся практики оказания спортивно-оздоровительных услуг на мировом рынке. Прежде всего, такие тенденции становятся очевидными при анализе методологической базы функционирования отечественной сферы спортивно-оздоровительных услуг. Стремление России занять конкурентоспособное положение на международной спортивной арене требует формирования соответствующих основ развития спортивно-оздоровительного комплекса страны.
    Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], повышение конкурентоспособности отечественного спорта рассматривается как одна из стратегических целей реализуемой государством политики в сфере физической культуры и спорта. Реализации этой цели должны способствовать два направления, одним из которых является развитие системы массовой физической культуры и спорта, а также физического воспитания, что становится возможным в том числе за счет действенного нормативно-правового обеспечения предоставления услуг в рассматриваемой сфере. При этом акцентируется положение о необходимости финансирования таких мероприятий из бюджетных средств негосударственными организациями.
    Таким образом, основополагающим документом страны определяется, что в условиях, когда массовый спорт ставится в основу роста конкурентоспособности всей спортивной сферы, именно правовая база должна стать той основой, которая позволит согласовать цели, стоящие перед сферой физической культуры и спорта, и формируемым рынком спортивных услуг. Это, по нашему мнению, обосновывается уже сложившимися предпосылками, позволяющими осуществить поступательный переход от национальной сферы физической культуры и спорта к развитому рынку спортивных услуг.
    В этой связи следует отметить, что в настоящее время утверждаются новые стратегические программы и положения, нацеленные на развитие спорта и ведение здорового образа жизни. Эти правовые документы содержат актуальные положения, позволяющие сгладить сформировавшиеся на ранних этапах развития спорта в нашей стране границы доступности спортивных и оздоровительных услуг для людей с ограниченными возможностями. В результате в рамках программных мероприятий строятся новые современные объекты, включающие спортивные комплексы, в которых предусмотрены условия для посещения людьми с ограниченными возможностями. Однако решение этой задачи не позволяет в полной мере говорить о соответствии современной правовой базы в области развития спорта и строящихся объектов спортивно-оздоровительной индустрии всем требованиям международного спортивного рынка.
    Одной из первоочередных задач в этом направлении, по нашему мнению, следует считать соответствие отечественных методологических и методических основ формирующегося национального рынка спортивно-оздоровительных услуг требованиям мирового спортивного рынка. Отметим в этой связи, что по-прежнему в отечественной и зарубежной литературе существуют различия в понимании терминов «массовый спорт», «спорт для всех», «спортивные услуги», «оздоровительные услуги».

    Список использованной литературы

    1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607 «О министерстве спорта Российской Федерации» // Министерство спорта Российской Федерации: [сайт]. URL: http:// www.minsport.gov.ru/documents/orders/163/?sphrase_id=60 (дата обращения: 20.03.2015).
    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы"» // Министерство спорта Российской Федерации: [сайт]. URL: http:// minsportfcp.ru/export/shared/docs/ Postanovlenie_ot_21.01.2015_No30.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
    4. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 г. № 498 «О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2015–2020 годы"» // Комитет по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга: [сайт]. URL: http://kfis.spb.ru/media/ uploads/userfiles/2014/06/27/Программа_ ФКиС_2015-2020_2.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
    6. Велединский В.Г., Росенко С.И. Спортивно-оздоровительный сервис: формирование новой учебной дисциплины // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2007. № 9 С. 28–31.
    7. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 марта 2003 г. № 80-ст // NorDoc.ru: нормативная документация: [сайт]. URL: http://nordoc.ru/doc/11-11460 (дата обращения: 20.03.2015).
    8. Дутчак М.В., Мичуда Ю.П. Проблемы ресурсного обеспечения спорта для всех в современных условиях // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 1 (Т. 2). С. 91–98.
    9. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Студенческий спорт в условиях глобализации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 2. С. 164–168.
    10. Литвиненко С.Н. Спорт для всех: социально-педагогические технологии. – М.: Теория и практика физической культуры, 2005.
    11. Спортивно-оздоровительные услуги и туры // Менеджмент гостеприимства: [сайт]. URL: http://turstroi.net/hospitality/ 85-sportivno-ozdorovitelnye-uslugi-i-tury. html (дата обращения: 20.03.2015).
    12. ОАО «Газпром»: [сайт]. URL: http://www.gazprom.ru/social/children/
    13. Официальный сайт СПбГАУ «Дирекция по управлению спортивными сооружениями». URL: http://www.directory. spb.ru/cp
    14. Портал государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга. URL: http://gu.spb.ru/organizations/element.php? ID=4762

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2