ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Динамика развития человеческого капитала в республике беларусь в контексте показателей системы высшего образования

Dynamics of Human Capital Development in Republic of Belarus in Context of Indicators of Higher Education System



О.А. Хмель
Olga Khmel
dekanat205@yandex.ru
преподаватель Полесского государственного университета, г. Полесье, Республика Беларусь
teacher of Polessky State University
г. Полесье
Polesye, Belarus
Представлен анализ динамики развития человеческого капитала на основе показателей системы высшего образования Республики Беларусь. Для учёта качественных характеристик человеческого капитала предлагается инновационная система накопления студенческих активов в вузе.
We offer an analysis of human capital development on the basis of indicators of higher education system of the Republic of Belarus. We suggest using an innovation system of accumulating students’ assets in higher school to consider qualitative characteristics of human capital.

Ключевые слова:

  • человеческий капитал
  • показатели системы национального образования
  • инновационная система накопления студенческих активов в вузе
  • Keywords:

  • human capital
  • indicators of national educational system
  • innovation system of accumulating students’ assets in higher school
  • Обзор статьи

    На сегодняшний день роль государства на мировой арене определяется и уровнем развития образования и науки, и качеством человеческого капитала. Экономический рост, в свою очередь, зависит от темпов развития и качества образования и науки. Человеческий капитал охватывает все индивидуальные характеристики человека, оказывающие воздействие на эффективность работы. По определению ОЭСР человеческий капитал представляет собой знания, умения, компетенции и индивидуальные особенности человека, которые способствуют созданию личного, социального и экономического благосостояния. Наиболее известная теория человеческого капитала принадлежит Чикагской школе экономики. В современной неоклассической экономической литературе трактовка термина «человеческий капитал» появилась в 1958 году в статье Д. Минсера «Инвестиции в человеческий капитал и персональное распределение доходов», в которой он попытался создать модель, где особенности персонального распределения доходов объясняются различием индивидов с точки зрения полученного профессионального обучения. Однако создателями теории человеческого капитала принято считать Т. Шульца и Г. Беккера. Т. Шульц определил человеческий капитал как «приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями» (T. Shults, 1968). По Г. Беккеру человеческий капитал есть совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ (G.S. Becker, 1964). Таким образом, Т. Шульц и Г. Беккер обращали основное внимание на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности и предложили использовать человеческий капитал в качестве фактора, определяющего экономический рост страны. В отечественной экономической науке интерес к концепции человеческого капитала появился в 90-х годах прошлого столетия. Работы ряда российских и белорусских учёных – А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой, С.В. Ореховой, С.Н. Смирных, Р.И. Капелюшникова, Л.И. Абалкина, Б.И. Соколова, В.В. Иванова, В.Т. Смирнова, А.В. Бондаря, И.М. Удовенко, П.Г. Никитенко и других – посвящены определению понятия «человеческий капитал», его структуры и основных элементов, а также измерению человеческого капитала.

    Список использованной литературы

    1. Белорусское образование в контексте международных показателей: аналитическое издание / Министерство образования РБ; Учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования РБ». Минск, 2013. 74 c.
    2. Золотарева О.А., Хмель О.А. Взаимодействие вузов и банков в процессе подготовки конкурентоспособных кадров // Социально-экономические проблемы современного периода Украины. Посткризисное развитие финансовой системы Украины: проблемы и перспективы / НАН Украины, Ин-т региональных исследований; редкол.: отв. ред. Е.И. Бойко. Львов, 2011. Вып. 2/88. С. 525–534.
    3. Образование в Республике Беларусь: стат. сборник / Национальный статистический комитет РБ. Минск, 2013. 233 с.
    4. Соколов Б.И., Иванов В.В. Оценка человеческих ресурсов в системе высшего профессионального образования: монография. СПб.: НПК «РОСТ», 2011. 176 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2