ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Регулирование рынка консалтинга

Regulating Consulting Market



А.В. Кушнеров
Anatoly Kushnerov
dekanat205@yandex.ru
аспирант кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. З.д.н. РФ Ю.А. Лаврикова ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD at the Department of Management and Planning of Social and Economic Processes of St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Исследуются современные тенденции развития рынка консалтинга. Определяются положения по преодолению сложившихся негативных факторов. Формируются меры по повышению конкурентоспособности национального рынка консалтинговых услуг
Modern trends of consulting market development are researched. We determine measures to cope with existing negative factors and to increase competitive ability of the domestic market of consulting services.

Ключевые слова:

  • рынок консалтинга
  • регулирование
  • эффективное взаимодействие участников рынка
  • Keywords:

  • market
  • regulating
  • efficient interaction of market participants
  • Обзор статьи

    Современные тенденции свидетельствуют о растущей востребованности консалтинга как на мировом, так и на отечественном рынке услуг. При этом структура и доля каждой из услуг консалтинга в общем объеме отличаются. Подобная динамика существует как в странах Европы, так и на уровне субъектов федерации. Согласно М. Иванову и М. Ферберу [1], отечественному рынку консалтинговых услуг была свойственна недостаточная структурированность. Данное положение обосновывается тем, что в России в основном функционировали небольшие компании, оказывающие консультационные услуги по различным направлениям. Таким образом, охватывались все секторы рынка. Отметим, что рынок консалтинга особенно бурно начал развиваться в 2007–2008 годах. Причиной такого роста стали следующие основные факторы [4]: - рост экономики страны; - перераспределение сферы промышленного производства; - выход на международные финансовые рынки крупных холдингов; - оптимизация предпринимательских структур. Такие тенденции потребовали привлечения к отрасли консультирования специалистов по различным направлениям. Это, в свою очередь, привело к расширению бизнеса, росту числа консалтинговых компаний, укрупнению консалтинговых фирм. Необходимость обслуживания и поддержки рынка услуг в целом посредством развития сферы консультирования привела к необходимости использования новых средств, методов, инструментов организациями, оказывающими консультационные услуги. В целом, произошло смещение от работы одной компании с одним клиентом по одному направлению к комплексному обслуживанию крупных клиентов. Соответственно, сами консультационные фирмы были вынуждены осваивать новые способы оказания услуг. При этом крупные сообщества консультантов стали более конкурентоспособными на рынке консалтинга, но при этом менее гибкими к происходящим изменениям. В результате рынок консалтинга разделился на две составляющие: крупные ассоциации консультантов по работе с корпоративными клиентами и консультантов-специалистов, оказывающих услуги по отдельным направлениям консалтинга. По мнению М.В. Логвиненко [4], сложившиеся в 2008 году тенденции послужили преимуществом для независимых консультантов. Автор выделяет следующие положительные факторы для независимых консультантов: - снижение постоянных издержек на поддержание штата собственных специалистов; - материальная зависимость независимого консультанта от результатов собственного труда; - предоставление консультаций по конкретному направлению; - сложившиеся тенденции по оказанию большего доверия со стороны потенциальных клиентов независимым консультантам; - большое количество независимых консультантов на рынке услуг [4].

    Список использованной литературы

    1. Иванов М., Фербер М. Кто есть кто на российском рынке консалтинга и аудита // Газета.Ру: [электронное издание]. URL: http://www.pacc.ru/analytics/consult/ consult_2.html (дата обращения: 28.05.2013)
    2. Классификация консалтинговых услуг. Раздел «Стратегия». По материалам книги А.П. Посадского «Основы консалтинга» // Management.Com.Ua: интернет-портал для управленцев. URL: http://www.management.com.ua/consulting/cons006.html (дата обращения: 28.05.2013)
    3. Консультационные услуги. Законодательное регулирование // ЮрПрофи: коллегия адвокатов Москвы: [сайт]. URL: http://www.urprofy.ru/node/554 (дата обращения: 28.05.2013)
    4. Логвиненко М.В. Современное состояние рынка консалтинговых услуг // Корпоративный консультант: [сайт]. URL: http://c-lawyer.ru/articles/article_01.html (дата обращения: 28.05.2013)
    5. Перечень специфических обязательств по услугам // Всемирная торговая организация: [сайт]. URL: http://www.wto. ru (дата обращения: 28.05.2013)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2