ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Определение синергизма как фактора управления интеграционными процессами в торговле

Definition of Synergy as Factor to Manage Integration Processes in Trade



А.И. Нечитайло
Т.В. Степанова
Alexey Nechitailo
Tatyana Stepanova
alignech@yandex.ru
stepanida1983@inbox.ru
заведующий кафедрой бухгалтерского учета ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт», доктор экономических наук
старший преподаватель кафедры экономики организации и ценообразования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский торгово-экономический институт»
head of the Accounting Department of St. Petersburg Institute of Trade and Economics, Doctor of Economics
senior teacher of the Department of Company Economics and Pricing of St. Petersburg Institute of Trade and Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассмотрены вопросы исчисления синергетической эффективности предприятий с помощью системы качественных, количественных, расчетных и обобщающих показателей, выраженных в натуральной и стоимостной формах для решения специальных и общих задач в процедурах оценки перспективы их развития
We look at problems of calculating synergetic business efficiency with the help of a system of qualitative, quantitative, calculation and generalizing indicators put in natural and cost forms to solve specific and general tasks when assessing the prospects of their development.

Ключевые слова:

  • торговля
  • синергия
  • разделение труда
  • эффективность
  • показатели
  • Keywords:

  • trade
  • synergy
  • labour division
  • efficiency
  • indicators
  • Обзор статьи

    Формирование перечня показателей и определение наиболее существенных по выявлению и оценке синергетических эффектов и синергетической эффективности должно быть основано на существующей номенклатуре экономических и технических данных, отражающих хозяйственную деятельность всех структурных подразделений предприятия. Под указанной номенклатурой понимается совокупность (система) показателей, образующих иерархическую структуру, единую для всех компаний, которая может быть видоизменена в зависимости от области применения (стратегическая, тактическая, оперативная область применения).
    Состав номенклатуры экономических и технических показателей может быть представлен системой натуральных и стоимостных показателей для решения общих задач или специализированных групп задач. Для оценки и выявления синергетических эффектов могут применяться еще четыре системы показателей: система объемных (количественных) показателей; система качественных показателей; система расчетных показателей; система обобщающих показателей экономической эффективности торгового процесса.
    При помощи системы натуральных показателей устанавливаются объемы и необходимые пропорции в развитии материально-вещественных пропорций хозяйственной деятельности, конкретных видов реализации продукции. Натуральными показателями выражаются задания по физическому объему закупок, поставок товаров в целом, в том числе по ассортименту, объемы инвестиционной работы, а также другие виды работ, связанные с производственной и социальной деятельностью. В практике анализа и планирования этих видов работ применяются весьма разнообразные натуральные показатели: тонны (т), килограммы (кг), литры (л), декалитры (дк), квадратные метры (м²), киловатт-часы (кВт/ч) и т.д.
    Для характеристики торгового синергизма приходится иметь дело с пространственными факторами, поэтому должны применяться расчеты показателей торговой площади, торговых залов. Они дают представление о состоянии и темпах развития реализации продукции в физических единицах, в натуре, о ее ассортименте и о других элементах материально-вещественной сферы предприятия.
    Необходимо видеть и недостатки составления расчетов при помощи системы натуральных показателей. Так, посредством только одних натуральных показателей невозможно эффективно решать некоторые существенные задачи интеграционного экономического характера, нельзя правильно отразить экономические процессы свободного, межотраслевого, межрайонного характера. При использовании только одних натуральных показателей нельзя определить в одном обобщенном выражении объем совокупной продукции (реализованной, закупаемой и т.д.). Применение натуральных показателей отражает только одну сторону хозяйственной деятельности, тогда как хозяйственный рыночный процесс осуществляется в единстве натуральных и стоимостных показателей.

    Список использованной литературы

    1. Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. М.: Экзамен, 2002. 512 с.
    2. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 406 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2