ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы формирования правового института регулирования развития потребительского рынка на уровне муниципальных образований

Problems of forming Legal Institution of Regulating Consumer Markey Development at Municipal Level



В.И. Беляев
V.I. Belyaev
lukor@list.ru
доцент кафедры государственного и муниципального управления АОУ ВПО «Коми республиканская академия государственной службы и управления», кандидат экономических наук
г. Сыктывкар
Syctyvkar
Рассматриваются методологические и прикладные вопросы организационного и экономического обеспечения развития потребительского рынка муниципальных образований. Раскрываются механизмы взаимодействия органов местного самоуправления различных уровней, хозяйствующих субъектов в решении сложных и проблемных задач обеспечения населения подведомственной территории товарами и услугами.
We research methodological and applied issues of organizational and economic provision of municipal consumer market development. Mechanisms of co-operation of local governmental bodies of various levels with business in solving difficult problems of supplying the population of the dependent territory with goods and services are revealed.

Ключевые слова:

  • потребительский рынок
  • муниципальное образование
  • система управления
  • товарная политика
  • Keywords:

  • consumer market
  • municipality
  • control system
  • product policy
  • Обзор статьи

    Система управления потребительским рынком муниципального образования – это упорядоченная совокупность структур, руководителей и специалистов организационно и функционально объединенных в единую систему и имеющих правовым образом закрепленную компетенцию для воздействия на потребительский рынок в соответствии с заданными целями его формирования, функционирования и развития .
    В самом общем виде вопросы формирования территориального потребительского рынка регулируются актами федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) и местного уровней. Федеральные законы устанавливают правила и ограничения, касающиеся самых общих вопросов формирования и функционирования потребительского рынка, включая вопросы взаимодействия управляющих структур; субъектов, производящих и реализующих товары и услуги, и их потребителей.
    Вопросы регулирования развития потребительского рынка со стороны исполнительных органов власти различного уровня рассматриваются в ряде работ отечественных и зарубежных специалистов [3–13]. При этом характерно, что большинство российских авторов, признавая необходимость участия государства и муниципалитетов в функционировании и развитии потребительского рынка, тем не менее, всячески избегают использования термина «управление», поскольку опасаются того, что они могут быть заподозренными в нарушении принципа дихотомического противопоставления понятий «рынок» и управление. Поэтому используются более «лояльные» к рыночной парадигме понятия: координация рынка, регулирование и другие синонимы управления.
    Законы субъекта Российской Федерации устанавливают нормы и ограничения, определяющие особенности прав и обязанностей производителей, потребителей продукции и других субъектов взаимоотношений на региональном потребительском рынке.

    Список использованной литературы

    1. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) // Союз потребителей Российской Федерации: [сайт]. URL: www.potrebitel.net/zakon_zpp/zakon.shtml (дата обращения: 23.12.2011)
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета: доп. выпуск. 2003. 8 октября. № 3316.
    3. Болл С.В. Региональные аспекты экономики и организации закупок товаров и услуг медицинского назначения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
    4. Крамарев А.Н. Методологические основы построения системы координации розничной торговли на потребительском рынке мегаполиса. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
    5. Лукин М.В., Пимкин С.Н., Грибанов В.В. Регулируемый потребительский рынок в регионах России // Жизнь и безопасность. 1998. № 4. С. 86–88.
    6. Мишанков А.Ф. Рынок услуг муниципальных образований: проблемы и стратегии развития. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
    7. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: ИНФРА-М, 2001.
    8. Пимкин С.Н., Лукин М.В., Нестеров В.М. Моральный износ управления в России. Мифы и реальность. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
    9. Прудников В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. М.: РИОР, 2006.
    10. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков. М.: Центр политических технологий, 1998.
    11. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алгон, 1992.
    12. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.
    13. Stanton W.J., Futrell C. Fundamentals of Marketing. 8th ed. Copyright, 1987.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2