ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социально-управленческие проблемы профессиональной деятельности судовых экипажей

Socio-managerial problems of professional activity of ship’s crew



М.Г. Гильдингерш
И.К. Марат
M.G. Gildingersh
I.K. Marat
mgild@mail.ru
irina-marat@mail.ru
профессор кафедры управления персоналом ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры философии и культурологии ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»
professor, the Department of Personnel Management, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Philosophy and Cultural Studies, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • судовой экипаж
  • условия деятельности
  • экстремальные условия деятельности
  • человеческий фактор
  • аварийные ситуации
  • Keywords:

  • ship’s crew
  • working conditions
  • extreme working conditions
  • human factor
  • emergencies
  • Рост количества аварийных случаев на море и внутренних водных путях, наблюдаемый в последние годы, ведет к многочисленным человеческим, материальным и репутационным потерям. Анализ причин катастроф «на воде» позволяет установить, что в их основе в большинстве случаев лежит человеческий фактор. Поэтому выявление социально-управленческих проблем и особенностей деятельности судовых экипажей приобретает особую актуальность.
    Изучение нормативных документов, статистических данных и теоретических исследований в области управления на водном транспорте позволили авторам выделить основные группы проблем, сопровождающих деятельность плавсостава, и определить специфические особенности процесса управления в отношении судовых экипажей.

    The recent increase in the number of accidents in sea and inland waterways leads to considerable casualties, losses and reputational damage. The analysis of the causes of water accidents shows that the majority of them results from the human factor. It increases the relevance of revealing socio-managerial problems and specific characteristics of crew’s work.
    The study of regulations, statistics and theoretical research concerning water transport management enables us to distinguish the key groups of problems characteristic for crew’s activity and to reveal particular features of ship’s crew management.

    Обзор статьи

    Управленческий процесс в отношении судовых экипажей имеет ряд ярко выраженных особенностей и специфических проблем, не характерных для управленческого труда в большинстве сфер профессиональной деятельности.
    Судовые экипажи – это особая первичная профессиональная группа людей, осуществляющих трудовую деятельность в одном и том же рабочем пространстве в течение достаточно продолжительного периода времени. Согласно нормативным документам, принятым в Российской Федерации [1; 2] в состав экипажа судна входят: капитан, другие лица командного состава и судовая команда. Также на непассажирских суднах могут находиться специалисты, которые формально в состав экипажа не входят, но разделяют с экипажем бытовые и профессиональные условия.
    Анализируя профессиональную деятельность судовых экипажей, можно выделить три группы проблем, связанных с особенностями профессиональной деятельности данной категории работников.
    Первая группа проблем связана с характером условий деятельности экипажа судна (под условиями деятельности понимаются обстоятельства, определяющие характер, содержание и качество профессиональной деятельности).

    Список использованной литературы

    1. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации // Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/dokumentyi/osnovyi_pravovoy_deyatelnosti/f2435 (дата обращения: 19.10.2018).
    2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации // Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.morflot.ru/deyatelnost/dokumentyi/osnovyi_pravovoy_deyatelnosti/f2434 (дата обращения: 19.10.2018).
    3. Истомина О.А., Орлова М.Ю. Морские экипажи: опыт социально-психологического изучения. Владивосток: Изд-во МГУ, 2005. 142 с.
    4. Расследование транспортных происшествий // Федеральная служба по надзору в сфере транспорта: [сайт]. URL: http://sea.rostransnadzor.ru/funktsii/rassledovanie-transportny-h-proisshes (дата обращения: 18.10.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2